Азиатское торжище в центре столицы

Большой Гостиный Двор – не только огромный торговый город, где каждый может найти себе товар по вкусу и кошельку, но и партнёр проекта «Открытый город» – в этих стенах проходят лекции Проекта. Подходя сейчас к этому протяжённому зданию с бесконечными аркадами, мы восхищаемся его выверенными архитектурными формами и, вероятно, и помыслить не можем, что в начале XX века Гостиный двор называли… «строительным недоразумением».

Строительная история Гостиного двора берёт начало в середине XVIII века, когда архитектор Ф.-Б. Растрелли создал проект презентабельного каменного торгового здания с аркадами, по периметру огибающего квартал. На Невский проспект должна была выходить башня, увенчанная лёгким куполом. Стены предполагалось украсить пышно, в духе барокко – пучками колонн, статуями, вазами, лепниной. Однако купцы, которым предстояло оплатить строительство, поскупились на торговые ряды дворцового вида.

Дело затянулось, и строительство стартовало лишь в 1761 году, но уже по проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота, который в целом сохранил планировку своего предшественника, но решительно отбросил «все блестящие ненужности барокко». В 1886–1887 годах архитектор Альб.Н. Бенуа обогатил отделку главного фасада лепными украшениями и скульптурами, заменил треугольный фронтон тяжёлым ступенчатым аттиком, водрузил над центральной частью высокий гранёный купол. В таком виде здание дожило до 200-летнего юбилея Петербурга, когда и было подвергнуто в печати разгромной критике.

Газеты писали, что петербургские купцы, обыкновенно стремящиеся показать товар лицом, с Гостиным двором поступают наоборот. Вместо того, чтобы перестроить здание снаружи, его «стали перефасонивать внутри», надстраивая лавки, расширяя чердаки и подвалы. Журналист недоумевал: раз так тесно, неужели не ясно, что торговое здание нуждается в полной перестройке?! «Надо расширить не только торговые помещения и склады, но выстроить новое здание, приличное для Невского проспекта и незазорное для столичного купечества» – призывал представитель столичной прессы. Накануне городского юбилея само здание словно бы «конфузится своего вида и пытается закрыть «лицо» коврами, кумачом и флагами» – разве это нормально?!

«Неказистое», «низенькое», с чертами «азиатского рынка» – такими эпитетами награждал журналист Гостиный двор. Такое непрезентабельное здание и снести не грех! Но вроде жаль: «галерейки эти исторические, по ним дедушка Крылов прогуливался». С другой стороны, «что было хорошо для дедушек и бабушек, то для современного Петербурга совсем не к лицу и не пристало». Ведь «наши купцы не носят картуза и длиннополого сюртука», почему же им не позаботиться также о «внешности своего рынка в современном стиле», перелицевать его в духе модерна?!

Все эти призывы, к счастью, не были услышаны, и старинный Гостиный двор сейчас является признанным памятником раннего классицизма. В 1930-е годы были планы переделать Гостиный двор в конструктивистском духе, и отрадно, что эти планы не осуществились. Сильно пострадавшее в годы Великой Отечественной войны от бомбёжек и пожаров, торговое здание было восстановлено, при этом была воспроизведена первоначальная отделка, созданная Ж.-Б. Валлен-Деламотом.

Правда, в 1942 году был проведён архитектурный конкурс, некоторые участники которого предлагали кардинально изменить облик пострадавшего здания, но в итоге возобладала историческая справедливость. Сейчас, приходя в Большой Гостиный Двор за покупками или на лекцию «Открытого города», вспомним, что за свою долгую историю здание несколько раз находилось на грани полного перерождения, полной потери привычного для нас облика…