Борьба с архитектурными излишествами в эпоху модерна

Среди объектов культурного наследия, представленных на сайте «Открытого города», есть доходный дом Р.И. Берштейна, отличающийся богатством архитектурного убранства. В этом случае архитектор Д.А. Крыжановский, исполняя волю заказчика, при отделке фасадов не поскупился на натуральный камень, на цветную шероховатую штукатурку, на изысканные металлические ограждения балконов. А давайте посмотрим, как поступил тот же зодчий, когда домовладелец не пожелал раскошеливаться на дорогостоящий декор.

В 1910 году Д.А. Крыжановский, по заказу Ивана Михайловича Дыро, выстроил угловой дом (современный адрес: ул. Лизы Чайкиной, 17 / ул. Благоева, 3) с высокими щипцами над карнизом, формирующими запоминающийся силуэт, — заметный акцент этой части Петроградской стороны. Здание принадлежит к яркому стилистическому направлению начала XX века — северному модерну. Благодаря выверенному силуэту, дом особенно эффектно смотрится, когда начинает смеркаться, работая своими скалообразными формами.

 1.JPG

Доходный дом И.М. Дыро

Мастера этого направления, создавая силуэт здания с помощью щипцов, мансард и башенок, зачастую отделывали фасад рваным камнем и цветной плиткой, украшали фигурами сов и рысей из талькохторита (его называли «мыльным», или «горшечным» камнем), или хоть какими-то заметными штукатурными деталями. Фасад же этого дома абсолютно гладкий, лишённый декора. Странно…

Понятно, нередко бывает, что петербургский дом утрачивал ранее существовавший декор вследствие различных причин. Он мог рассыпаться от времени, мог пасть жертвой вандализма, мог пострадать от обстрелов и бомбардировок в годы Великой Отечественной войны. Однако в этом случае всё обстояло по-другому. Этот дом – яркий пример минимализма и строжайшей экономии средств, выделенных на отделочные работы.

2.jpg

Доходный дом И.М. Дыро. Фасад. Проект. Апрель 1910. ЦГИА СПб

Проектный фасад изначально был практически лишён декора. Можно подумать, что архитектор спешно подал в Санкт-Петербургскую городскую управу чертежи для скорейшего утверждения проекта, дабы не затягивать начало работ. Такое практиковалось в строительном бизнесе начала XX века. Ведь проверявшие проект городские техники (участковые архитекторы) выявляли лишь соответствие чертежей законодательству, обращали внимание на превышение высотного регламента, сужение проезда во двор, соблюдение границ застройки. Украшать фасад можно было и по ходу строительства, при этом менять декор не возбранялось..

3.jpg

Доходный дом И.М. Дыро. Фасад. Фиксация. Октябрь 1910. ЦГИА СПб

Предположим, что зодчий планировал оживить фасад уже в процессе строительства. Однако фиксационные чертежи и старые фотографии показывают, что даже на завершающем этапе декор не появился. Возможно, домовладелец не пожелал тратиться на отделку. А может, выверенный строй дома показался достаточно выразительным и без фасадных украшений — как знать? Бывало, что мастера северного модерна подчас умышленно отказывались от декора, чтобы подчеркнуть значение ровных поверхностей стен и контрастную игру архитектурных объёмов.


4.jpg

Доходный дом И.М. Дыро. План. Фиксация. Октябрь 1910. ЦГИА СПб

Дом Ивана Дыро состоит из двух соединяющихся под тупым углом лицевых зданий и короткого надворного флигеля, который обслуживают парадная и чёрная лестницы одного из лицевых корпусов. Интересно, что на каждом этаже надворного флигеля помещается отнюдь не дешёвое малогабаритное жилье, как это часто практиковалось в дворовых строениях, а комфортабельная многокомнатная квартира с людской, ванной комнатой и двумя выходами.

5.jpg

А.Я. Алексеев-Яковлев

Перед Первой мировой войной одним из жильцов этого дома стал режиссёр, художник и драматург потомственный почётный гражданин Алексей Яковлевич Алексеев-Яковлев, живший здесь до середины 1920‑х годов. Его деятельность была прочно связана с народными театрами. Он выступал на эстраде, в том числе в летних увеселительных заведениях, например, в парке Екатерингофа, затем до конца XIX века работал режиссёром в петербургских балаганных театрах. Покинув их в 1897 году, Алексеев-Яковлев работал режиссёром в Народном доме, ставил там феерии.

6.jpg

«Стенька Разин». Афиша и кадры из фильма


Когда появился синематограф, Алексеев-Яковлев принял участие в постановке первого российского игрового кинофильма «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), вышедшего в 1908 году. В этом фильме было много сцен на воде, и тут как раз и пригодился опыт Алексеева-Яковлева, который первым стал ставить батальные сцены на прудах увеселительных садов и парков. После 1917 года он участвовал в постановках массовых действ, посвящённых революционным событиям.