Брандспойт для императрицы

«Нарвские триумфальные ворота» – великолепная экскурсия «Открытого города», позволяющая в подробностях познакомиться с этим знаковым памятником, подведомственным Государственному музею городской скульптуры. В нашем городе много скульптурных монументов, и каждый из них требует постоянного внимания, профессиональной заботы. К примеру, с 2018 года от глаз горожан и гостей города скрыт под специальным футляром памятник Николаю I – все его детали проходят реставрацию.

Памятник Николаю I. Фото 1870-х гг..jpg

Памятник Николаю I. Фото 1870-х гг.

Начало реставрации памятника Николаю I.jpg

Начало реставрации памятника Николаю I

Интересно, а как заботились о монументах нашего города век тому назад, в каком состоянии они находились? На нескольких примерах расскажем об этом.

В ноябре 1911 года газета «Петербургский листок» поместила статью под пугающим названием: «Разрушающийся памятник Петру Великому». Читатели узнали, что «бессмертное творение Фальконета», «гордость и краса Петербурга», грозит свалиться с постамента! Как сообщалось, года три тому назад угроза «Медному всаднику» была устранена – из него выкачали много дождевой воды, которая попадала внутрь через трещины в монументе. Теперь, как утверждалось, «сама глыба оседает и даёт трещины». Из этого очерка следует, что за памятниками необходим мониторинг, и хорошо, когда общественность следит за состоянием монументов, подмечая мельчайшие изменения, стимулируя начало реставрационных работ. В XX веке «Медный всадник» прошёл серьёзную реставрацию в 1970-е годы, а в 2020 году снова заговорили о необходимости реставрационных работ…

 «Медный всадник». Фото начала XX в..jpg

«Медный всадник». Фото начала XX в.

Не меньшее значение имеет и элементарное поддержание внешнего вида памятников в должном состоянии. Ведь знаковые монументы – это лицо города, именно к ним в первую очередь приходят туристы, по состоянию памятников они могут судить о городе в целом. В 1912 году на страницы петербургских газет попала скандальная история с помывкой памятника императрице Екатерине II в сквере перед Александринским театром.

Памятник Екатерине II. Фото 1870-х гг..jpg

Памятник Екатерине II. Фото 1870-х гг.

Оказалось, что столичные власти в лице Городской управы доверили поддержание чистоты памятников Петербурга некоему господину Седову – разумеется, за плату, по подряду. Когда же «отцы города» озаботились качеством этих работ, то пришли в ужас. «За памятниками не имеется фактически никакого надзора, и все старания члена управы привлечь Седова к своим подрядным обязанностям успеха не имели», – сообщалось в «Петербургском листке».

Осознав, что в ближайшее время, пока идёт тяжба с Седовым, памятники столицы останутся пыльными и грязными, Городская управа решилась прибегнуть к экстраординарным мерам. Председатель городской пожарной комиссии вызвал образцовую пожарную часть, которая и занялась помывкой. Одной из первых «под душ» отправилась императрица Екатерина Великая.

«В Екатерининский сад была доставлена вчера пожарная машина. Пожарные, окружив памятник Екатерины Великой, принялись „тушить грязь и пыль“ величественного монумента. Необычайная картина работы пожарных вокруг памятника в центре столицы собрала тысячи зрителей»

Газета «Петербургский листок»
21 августа 1912 года 

 Мытье памятника императрицы.jpg

Мытье памятника императрицы

Вот таким экстравагантным, не самым лучшим для монумента методом, памятник государыне наконец-то был приведён в должное состояние. А городские власти, вероятно, сделали выводы, что подбор подрядчиков для важных для столичного имиджа работ следует производить тщательнее…