Доходный дом вместо табачной фабрики

Среди объектов «Открытого города» – несколько зданий, построенных архитектором Александром Львовичем Лишневским: Дом городских учреждений, доходный дом Б.Я. Купермана, доходный дом Ш.-З. Иоффа, доходный дом А.Л. Сагалова. Однако зодчий строил дома не только на заказ, но и для себя. Сегодня расскажем о собственном доходном доме А.Л. Лишневского, выстроенном им по собственному проекту на Колокольной улице, 8.

1 Доходный дом А.Л. Лишневского на Колокольной ул., 8.jpg

Доходный дом А.Л. Лишневского на Колокольной ул., 8

Этот шестиэтажный дом, находящийся в минуте ходьбы от собора Владимирской иконы Божией Матери, контрастно читается на фоне примыкающих к нему менее высоких строений. Центральную часть фасада, наподобие лоджии утопленную в стену, украшает ионическая колоннада. Среди фасадного декора выделяются жизнерадостные мальчуганы-путти, оседлавшие грозных грифонов. Есть здесь и загадочные театральные маски, зашедшиеся в безмолвном крике. Этот дом, построенный архитектором Александром Лишневским в 1914–1916 годах на принадлежавшем ему участке, стал последней дореволюционной работой зодчего.

 2 Фабрика «Оттоман». Реклама.jpg

Фабрика «Оттоман». Реклама

В конце XIX века здесь находилась табачная фабрика «Оттоман», основанная Яковом Эгизом – первая в Российской империи фабрика «исключительно турецкого табаку». Фирма выпускала непревзойдённые по мягкости и аромату папиросы «Царские», «Графские», «Бижу» (по-французски – «сокровище»). Эти папиросы скоро стали популярными, и магазины фабрики «Оттоман» открылись в Петербурге, Москве, Риге. Развернувшись, фирма обратила внимание и на небогатых курильщиков, выпустив для них папиросы ценой пониже – «Выгодные».

3 Фабрика «Оттоман». Реклама.jpg

Генеральный план участка А.Л. Лишневского. 1914 г. ЦГИА СПб.

В 1914 году участок с постройками приобрел Александр Лишневский, незамедлительно начавший здесь радикальные переделки. Он не стал полностью расчищать территорию от прежних строений, а решил укрепить и надстроить их. Постоянно дорожавшие в условиях строительного бума стройматериалы заставляли экономить, реконструировать, а не сносить прочные старые постройки.

Документы ЦГИА СПб сохранили описание строительной «кухни», которое позволяет лучше понять специфику петербургского дореволюционного домостроения. Архитектор Лишневский, видавший виды строитель, придя на участок, первым делом провел диагностику существовавших зданий, определил, какие из них можно сохранить и надстроить, и начал работы. Участок и так был застроен довольно плотно – корпуса обступали по периметру не слишком обширный двор, а зодчему-домовладельцу требовалось увеличить доходность своего имущества. Значит, нужно было поднять здания до максимально разрешённой высоты.

4 Проект доходного дома А.Л. Лишневского. Фасад. 1914 г. ЦГИА СПб..jpg

Проект доходного дома А.Л. Лишневского. Фасад. 1914 г. ЦГИА СПб

Вот в каком виде весной 1915 года, в разгар работ, предстал участок перед техниками Санкт-Петербургской городской управы, в должностные обязанности которых входило периодическое обследование строившихся и перестраивавшихся зданий на предмет соответствия законодательству:

 

Лицевой дом сломан совершенно до основания; надворные флигеля имеют из старых стен только наружные, и то частью пробитые для новых оконных отверстий; другие стены, видимо, подвергнуты полной переборке по новому плану…



5 Проект доходного дома А.Л. Лишневского. План 1-го этажа. 1914 г. ЦГИА СПб..jpg

Проект доходного дома А.Л. Лишневского. План 1-го этажа. 1914 г. ЦГИА СПб.


Тесно застраивая свой участок, Лишневский допустил некоторые нарушения строительного законодательства. В ноябре 1915 года, когда дом был практически готов, проверяющие нагрянули в очередной раз, и нашли, что «вновь выстроенный дом» не соответствует утвержденному проекту.

Первое нарушение: высота венчающего парапета лицевого корпуса была больше положенной на половину сажени (чуть более метра). Второе нарушение: протяженный воротный проезд, ведущий с улицы во внутренний двор, в одной своей части имел уступ, слегка зауживающий проезд – до требуемой законом ширины не хватало десяти сантиметров. Третье: второй воротный проезд, ведущий в дальний маленький дворик, и вовсе был приспособлен под гараж. Автомобиль тогда входил в моду, и Лишневский, очевидно, рассчитывал сдавать одну из квартир владельцу такого транспорта. Нет сведений, что у самого архитектора был автомобиль («мотор» по тогдашней терминологии).

Гараж был устроен хитро: если открыть воротные полотна с обеих сторон, то образовывался требуемый законом проезд. Однако вот незадача – перекрытие гаража было деревянным, а по правилам пожарной безопасности оно должно быть несгораемым! Лишневский был уведомлен о нарушениях и устранил их к весне 1916 года, истратив на исправления более 500 рублей.

6 Проект доходного дома А.Л. Лишневского. План 2-го этажа. 1914 г. ЦГИА СПб..jpg

Проект доходного дома А.Л. Лишневского. План 2-го этажа. 1914 г. ЦГИА СПб.


Расположение помещений дома традиционно. Первый этаж лицевого корпуса предназначался под магазины с обширными залами, разделёнными лишь колоннами. Окна самых комфортабельных квартир выходили на улицу, и сюда можно было попасть непосредственно с Колокольной. В более дешёвое жилье, окнами во двор, проникнуть можно было только с этого же двора. Чтобы хоть немного украсить двор и одновременно увеличить полезную площадь квартир, зодчий вывел во двор трёхгранные эркеры.

7 Проект доходного дома А.Л. Лишневского. План мансардного этажа. 1914 г. ЦГИА СПб..jpg

Проект доходного дома А.Л. Лишневского. План мансардного этажа. 1914 г. ЦГИА СПб


На уровне седьмого (мансардного) этажа, в лицевом корпусе, судя по чертежам, был спроектирован своего рода «пентхаус» – единственная на этаже квартира, в которой, помимо вместительного вестибюля, трёх комнат, кухни с кладовкой и ванной находилось обширное помещение, освещаемое со двора через большое трёхчастное окно. По семейным воспоминаниям, здесь Лишневский оборудовал для себя квартиру с мастерской, где периодически скрывался от шумной многочисленной семьи, обитавшей по другому адресу. Сейчас большого дворового окна нет: или оно так и не было создано, или заменено впоследствии на обычные окна.

В 2001 году дом на Колокольной был внесён в перечень выявленных объектов культурного наследия. В доме сохранились исторические деревянные оконные переплёты, ограждения лестниц, рисунок которых напоминает ниспадающие струи водопада, а также гирлянды – скромные, но полные классицистического благородства.