Дом для благородных

Многим известно импозантное здание нынешнего Дома радио (Итальянская ул., 27 – Малая Садовая ул., 2), построенное в 1912–1914 годах для Санкт-Петербургского Благородного собрания братьями Косяковыми. Дом радио сейчас может посетить каждый из нас благодаря проекту «Открытый город».

Менее известно, что строительству этого величественного здания предшествовал довольно масштабный конкурс проектов. Участники этого соревнования (конкуренты) представили на суд жюри 34 работы, из которых ни одна, однако, не была принята к осуществлению. Так случалось часто: заказчик конкурса выплачивал обещанные премии, а строить приглашал стороннего архитектора, который имел право использовать при составлении рабочего проекта конкурсные идеи.

В здании Благородного собрания предполагалось разместить: клуб с театральной сценой, квартиры для обслуживающего персонала и помещения для магазинов, которые предполагалось сдавать в аренду. В подвалах, помимо технических помещений, следовало спроектировать винный погреб.

Весной 1912 года были подведены итоги конкурса. Среди девизов, под которыми подавались работы, выделяются слоганы, прямо указывающие на развлекательную составляющую здания: «Тройка, семёрка, туз», «Карты, вино, женщины». Некоторые проекты были отметены с ходу, как «заведомо неудовлетворительные», обладающие «крупными недостатками». С остальными проектами можно было работать, оценивать их подробнее.

Конкурс проводился в период популярности стиля, который в современном искусствоведении получил название неоклассицизм, поэтому не удивительно, что в большинстве работ в той или иной степени обыгрывается ордерная тема. Как правило, это колоннады, объединяющие два этажа, и подыгрывающие им аркады. Не случайно 1-ю премию (3 тыс. руб.) заработали соавторы Н.Л. Марков и Ф.М. Плюцинский, работа которых пронизана характерными для русского классицизма спокойным величием и благородной простотой.

Оригинальный вариант представил Н.В. Васильев (4-я премия) – обобщенную монументальную композицию, в которой традиционные колонны заменены прямоугольными в плане столбами-пилонами, лишёнными баз и капителей. В творчестве этого мастера подобные образы встречаются часто.

Некоторые авторы пошли по пути почти прямого цитирования классицистических зданий – причем копировали не только их экстерьеры, но и планировку. Эта «фотографическая точность» не могла привести к положительному результату. Так, по отзыву жюри, один из конкурентов «в основу композиции положил подражание угловому барскому дому эпохи Павла I и Александра I с ротондой на углу», и, в соответствии с планировкой частного дома той эпохи, нарезал относительно небольшие помещения. В результате разбивка интерьеров совершенно выбилась из условий программы: вместо требуемой заданием одной большой столовой были спроектированы четыре помещения малой площади.

Оригинальное, но малоподходящее петербургской погоде решение предложил Н.Н. Веревкин, получивший 3-ю премию. Он предложил разместить над частью здания на уровне четвёртого этажа «висячий сад» с павильоном-ротондой в его центре. Как часто могла бы использоваться эта озеленённая открытая всем ветрам «итальянская» терраса в условиях сурового нестабильного северного климата?

Примечательный казус произошел с одним из участников конкурса, Л.Р. Сологубом, представившим проект под «северным» девизом «Снег». Этот автор вместо указанной в задании Екатерининской улицы (сейчас Малая Садовая) ставит здание на… Екатерининском канале (сейчас канал Грибоедова)! Разумеется, эта оплошность не прошла мимо внимания комиссии судей. С чем связана такая ошибка зодчего? Дело в том, что в условиях не был указан точный адрес, а лишь обрисованы габариты проектируемого здания и его положение – на углу Итальянской и Екатерининской улиц.

Поскольку к заданию на этот раз не был приложен план участка (обыкновенно условия конкурса снабжались подобными планами, помогавшими конкурентам точно «привязать» проект к местности), а Итальянская улица пересекалась и с Екатерининской улицей, и с одноименным каналом, то, очевидно, Сологуб неверно определил место постройки. Зато эта ошибка позволила создать яркий сказочно-фантастический проект.

На канал смотрит величественное здание с высокими крышами, придающими зданию динамичный силуэт. Архитектор отказался от каких-либо ордерных композиций, создав выразительный фасад с помощью компоновки разных по размерам и формам окон, украшенных подобием каменной ажурной резьбы, какую можно видеть на венецианских палаццо, что на берегу Гранд-канала. Картину дополняет изображенный на чертеже гондольер, ловко орудующий длинным веслом…

Сологуб предлагал выделить здание и цветом. Белоснежные наличники должны были контрастно выделяться на фоне охристо-желтых стен и угольно-черных крыш. Однако жюри не понравилась такая подача экстерьеров: «Фасады хотя и оригинальны, но мало подходящи для данного случая, а утрированно яркая раскраска убивает приятные детали». В результате работа осталась без премии. Оценить этот неординарный проект, как и работы других участников конкурса, мы сейчас можем только по чертежам.