Храм у железной дороги

«Ренессанс древнерусской архитектуры» – самокатная экскурсия «Открытого города», в ходе которой мы исследуем Петроградскую сторону в поисках зданий в неорусском стиле. Своего рода «методические указания» для зодчих, работавших в духе этого художественного направления, высказал архитектор-реставратор Владимир Суслов: «Всякие украшения, вроде петушков, полотенец, сложная накладная резьба, должны отойти в область недоразумений, простота, монументальность, логичность и самобытность форм древних построек должны лечь в основу возрождающегося русского зодчества».

Этого кредо придерживался в своём творчестве епархиальный архитектор Андрей Петрович Аплаксин, много строивший в неорусском стиле.

А.П. Аплаксин.jpg

А.П. Аплаксин

Зодчий невероятно поэтично высказывался о старинных храмах Пскова и Новгорода, которые служили ему образцами для подражания:

«Глубоко задумчиво смотрят белые гладкие стены; небольшие, как бы непроизвольно брошенные пятна окон и орнаментов слегка оживляют элегично настроенные псковско-новгородские храмы, и в крепких, глухих стенах чуется мощь великая, вера крутая, Христу неизменная…».



 Псков. Церковь Покрова от Пролома. XVI век.jpg

Псков. Церковь Покрова от Пролома. XVI век

Одной из интереснейших культовых построек А.П. Аплаксина стало подворье Творожковского Свято-Троицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии, возведённое им в 1911–1913 годах у самого железнодорожного полотна (Роменская ул., 10–12; Днепропетровская ул., 19). Храм этого подворья, увенчанный высоким шатром, на первых минутах пути видит каждый, кто отправляется в железнодорожное путешествие с Московского вокзала.

Участок для строительства подворья пожертвовал столичный купец Пётр Евграфович Семёнов, живший на Фурштатской улице и державший торговлю «офицерскими вещами». Купец также обязался за свой счёт построить на подаренном участке «каменный дом с церковью». Взамен он выдвинул лишь одно условие – устроить в храме склепы для него самого и его жены, Александры Филипповны. Это требование дарителя натолкнулось на санитарные требования, по которым захоронения были разрешены лишь на кладбищах. Однако на устройство склепов в храме было получено дозволение императора, и строительство началось.

А.П. Аплаксин. Проект подворья.jpg

А.П. Аплаксин. Проект подворья

17 июля 1911 года в присутствии супругов-жертвователей, архитектора А.П. Аплаксина и настоятельницы подворья игуменьи Валерии состоялась торжественная закладка храма во имя Св. Петра Митрополита Московского и Св. Царицы Александры при подворье Творожковского Свято-Троицкого женского монастыря. «Масса молящихся сопровождала церковную процессию», – отмечал «Петербургский листок», репортёр которого присутствовал на закладке храма.

Вид строящейся церкви.jpg

Газета поместила рисунок строящегося храма, сделанный, очевидно, с проекта А.П. Аплаксина. Церковь, по отзыву репортёра, строится в «древнерусском стиле» и рассчитана на тысячу молящихся. К концу 1912 года постройка подворья была завершена.

Творожковское подворье. План.jpg
Творожковское подворье. План

Чтобы максимально насытить естественным светом храм и жилые помещения, архитектор устроил открытый двор, в который выходят фасады келейного корпуса и отмеченная звонницей стена храма. Тем самым жизнь подворья, даже в условиях достаточно плотной городской застройки, максимально отгорожена от уличной мирской суеты.

Подворье строилось по самым современным для начала XX века технологиям. Стены и пилоны храма сложены из кирпича, перекрытия выполнены из железобетона, а для облегчения кладки центрального барабана зодчий применил опилочный кирпич. За счёт применения железобетона интерьер храма представляет собой единое пространство, насыщенное светом и воздухом.

Снаружи белоснежный храм притягивает взоры издалека, поражая гармоничным сочетанием архитектурных форм. «Большие нерасчленённые поверхности, совершенно свободные от деталировки, впечатляют строгим лаконизмом» (Б.М. Кириков).

Творожковское подворье. Фото 1910-х годов.jpg Творожковское подворье. Фото 1910-х годов 2.jpg

Творожковское подворье. Фото 1910-х годов

Значительную роль на фасадах играла монументальная живопись: «Божия Матерь с Младенцем, восседающая на престоле в окружении бесплотных сил», «Св. Георгий Победоносец» и «Нерукотворный Образ».


Творожковское подворье до реставрации.jpg

Творожковское подворье до реставрации


В советское время подворье занимали различные учреждения, были утрачены шатровые кровли и малые барабаны с луковичными главками, настенные росписи. В 1990-е годы подворье вернулось верующим, но лишь в 2010-е годы было восстановлено венчание храма. Настенная роспись ждёт своего часа…


Творожковское подворье. Современный вид.jpg

Творожковское подворье. Современный вид