Храм у железной дороги
«Ренессанс древнерусской архитектуры» – самокатная экскурсия «Открытого города», в ходе которой мы исследуем Петроградскую сторону в поисках зданий в неорусском стиле. Своего рода «методические указания» для зодчих, работавших в духе этого художественного направления, высказал архитектор-реставратор Владимир Суслов: «Всякие украшения, вроде петушков, полотенец, сложная накладная резьба, должны отойти в область недоразумений, простота, монументальность, логичность и самобытность форм древних построек должны лечь в основу возрождающегося русского зодчества».
Этого кредо придерживался в своём творчестве епархиальный архитектор Андрей Петрович Аплаксин, много строивший в неорусском стиле.
А.П. Аплаксин
Зодчий невероятно поэтично высказывался о старинных храмах Пскова и Новгорода, которые служили ему образцами для подражания:
«Глубоко задумчиво смотрят белые гладкие стены; небольшие, как бы непроизвольно брошенные пятна окон и орнаментов слегка оживляют элегично настроенные псковско-новгородские храмы, и в крепких, глухих стенах чуется мощь великая, вера крутая, Христу неизменная…».
Псков. Церковь Покрова от Пролома. XVI век
Одной из интереснейших культовых построек А.П. Аплаксина стало подворье Творожковского Свято-Троицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии, возведённое им в 1911–1913 годах у самого железнодорожного полотна (Роменская ул., 10–12; Днепропетровская ул., 19). Храм этого подворья, увенчанный высоким шатром, на первых минутах пути видит каждый, кто отправляется в железнодорожное путешествие с Московского вокзала.
Участок для строительства подворья пожертвовал столичный купец Пётр Евграфович Семёнов, живший на Фурштатской улице и державший торговлю «офицерскими вещами». Купец также обязался за свой счёт построить на подаренном участке «каменный дом с церковью». Взамен он выдвинул лишь одно условие – устроить в храме склепы для него самого и его жены, Александры Филипповны. Это требование дарителя натолкнулось на санитарные требования, по которым захоронения были разрешены лишь на кладбищах. Однако на устройство склепов в храме было получено дозволение императора, и строительство началось.
А.П. Аплаксин. Проект подворья
17 июля 1911 года в присутствии супругов-жертвователей, архитектора А.П. Аплаксина и настоятельницы подворья игуменьи Валерии состоялась торжественная закладка храма во имя Св. Петра Митрополита Московского и Св. Царицы Александры при подворье Творожковского Свято-Троицкого женского монастыря. «Масса молящихся сопровождала церковную процессию», – отмечал «Петербургский листок», репортёр которого присутствовал на закладке храма.
Газета поместила рисунок строящегося храма, сделанный, очевидно, с проекта А.П. Аплаксина. Церковь, по отзыву репортёра, строится в «древнерусском стиле» и рассчитана на тысячу молящихся. К концу 1912 года постройка подворья была завершена.
Творожковское подворье. План
Чтобы максимально насытить естественным светом храм и жилые помещения, архитектор устроил открытый двор, в который выходят фасады келейного корпуса и отмеченная звонницей стена храма. Тем самым жизнь подворья, даже в условиях достаточно плотной городской застройки, максимально отгорожена от уличной мирской суеты.
Подворье строилось по самым современным для начала XX века технологиям. Стены и пилоны храма сложены из кирпича, перекрытия выполнены из железобетона, а для облегчения кладки центрального барабана зодчий применил опилочный кирпич. За счёт применения железобетона интерьер храма представляет собой единое пространство, насыщенное светом и воздухом.
Снаружи белоснежный храм притягивает взоры издалека, поражая гармоничным сочетанием архитектурных форм. «Большие нерасчленённые поверхности, совершенно свободные от деталировки, впечатляют строгим лаконизмом» (Б.М. Кириков).
Творожковское подворье. Фото 1910-х годов
Значительную роль на фасадах играла монументальная живопись: «Божия Матерь с Младенцем, восседающая на престоле в окружении бесплотных сил», «Св. Георгий Победоносец» и «Нерукотворный Образ».
Творожковское подворье до реставрации
В советское время подворье занимали различные учреждения, были утрачены шатровые кровли и малые барабаны с луковичными главками, настенные росписи. В 1990-е годы подворье вернулось верующим, но лишь в 2010-е годы было восстановлено венчание храма. Настенная роспись ждёт своего часа…
Творожковское подворье. Современный вид