Классная художница Мария Диллон
Среди интерьерных экскурсий «Открытого города» одна из интереснейших – в особняк А.Ф. Кельха, Белый зал которого украшен многофигурным камином «Пробуждение Весны». Автор этого великолепного камина, любоваться которым можно бесконечно – Мария Львовна Диллон, 160 лет со дня рождения которой исполнится 27 октября (15 октября по старому стилю) 2018 года.
Мария (Мина) Диллон родилась в семье еврея-откупщика в городе Поневеж Ковенской губернии (сейчас Паневежис на территории Литвы). Еще в детском возрасте она увлеклась лепкой – лепила фигурки из хлеба, за что ей доставалось от родителей: слишком много изводила она этого продукта на свои шалости!
Однако детское увлечение принесло богатые плоды. В 20-летнем возрасте Мария Диллон поступила в Академию художеств. Училась у лучших педагогов, во время учёбы награждалась малыми и большой серебряной медалями. В 1888 году за программу «Андромеда, прикованная к скале» получила малую золотую медаль и звание классного художника 2-й степени по скульптуре. В переведённом в электронный вид словаре Брокгауза и Ефрона её звание гордо поставлено в женский род – «скульпторша», «классная художница». Действительно, Мария Диллон стала первой в России дипломированной женщиной-скульптором.
После окончания Академии Диллон совершенствовала своё мастерство в Париже и Риме, систематически принимала участие в ежегодных академических выставках в Петербурге, выставляясь иногда и за границей. Выработав изящную технику, она специализировалась на обнажённых женских фигурах, на миловидных женских и детских головках, идеализированных и портретных. В 1899 году она создала крупную работу – камин пятиметровой высоты «Пробуждение Весны» для особняка Кельха. Камин изготавливался во Флоренции, и когда был выставлен, вызвал восторженную реакцию итальянской публики и прессы, работа русской «скульпторши» покорила всю Европу.
С тех пор от заказов не было отбоя. Пресса сообщала: «Почитатели таланта молодой художницы с радостью наблюдали, как развивалось и крепло её дарование, как с каждым годом из-под её резца и стеки выходили всё более и более выдающиеся работы – „Нега“, „Невольница“, „Капризница“, „Татьяна“, „Офелия“, „Эсмеральда“ – пользующиеся широкой известностью произведения эти одно за другим выходили из мастерской плодовитой художницы. Всё это статуи, полные удивительного вкуса, жизненной правды, строгой гармонии, и в каждой из них заметен крупный, яркий талант».
Особый род деятельности Марии Диллон – создание эскизов для медалей. В 1902 году вместе со своим мужем, художником Фёдором (Теодором) Бухгольцем она была удостоена первой премии в конкурсе проектов бронзовой медали к 200-летию Санкт-Петербурга. В 1903 Диллон вылепила увеличенную модель лицевой стороны медали, предназначенной для возложения на гробницу императора Петра I в Петропавловском соборе.
Работала Мария Диллон и в области полноростовой скульптуры, на этом поприще добившись больших успехов при создании надгробных памятников. Она умела достичь эмоционального звучания образа, в котором отражалась «линия жизни» человека – портрет получался убедительным, берущим за душу. Выдающаяся работа в этом ряду – надгробие актрисы Веры Комиссаржевской, умершей в 1910 году. Одержав победу в конкурсе на этот мемориал, Мария Диллон завершила фигуру в 1914 году. Скульптор рассказала о своей работе: «Я была знакома с Комиссаржевской, но никогда её не лепила. Памятник сделан мной по фотографиям, которых в моём распоряжении было множество, но почти на каждой фотографии было другое лицо, так что мне пришлось много поработать, прежде чем я достигла таких результатов… Меня радует, что всем нравится моя работа, и все находят статую похожей. У меня была мысль положить к её ногам чайку, но духовная цензура не разрешила. Теперь, подумав, я нахожу, что чайка внесла бы ненужный театральный эффект, и я рада, что цензура была ко мне строга…». Действительно, современники были единодушны: Мария Диллон изобразила актрису такой, какой они её помнят!
Оставшись после революционных событий 1917 года в России, Мария Диллон практически прекратила свою творческую деятельность и лишь изредка исполняла отдельные скульптуры и участвовала в выставках, преимущественно показывая свои старые вещи. Её былая слава прошла: новой власти нужны были другие образы, а эмоционально окрашенные скульптурные характеры, которыми так сильна была Мария Диллон, оказались не востребованы – «салонное искусство»!
Мария Диллон старалась «прийтись ко двору». В 1924 году она участвовала в конкурсе проектов памятника В.И. Ленину у Финляндского вокзала, но не добилась успеха. Критики были суровы: «представитель текучего, прихотливого модерна попыталась освоить брутальную пластику», востребованную новой властью. Диллон изобразила Ильича так: «Вождь буквально готов сорваться с постамента, а внизу ему внимает толпа молодых людей и детей, отдельно стоит старуха с узелком».
Умерла Мария Диллон 14 июня 1932 года в Ленинграде, похоронена на Смоленском лютеранском кладбище…