«Клонирование» петербургского дома

«Дом С.С. Абамелек-Лазарева» — экскурсия «Открытого города», на которой мы узнаём как о знаменитых обитателях дома, так и об истории участка и разновременно построенных на нём зданий. Интересный сюжет богатой строительной биографии этого участка, выходящего и на Миллионную улицу, и на набережную реки Мойки – строительство здесь дома 21 по набережной реки Мойки.

Князь Семён Семёнович Абамелек-Лазарев (1857–1916) – промышленник, филолог, историк, археолог и меценат, был одним из богатейших людей Российской империи, так что мог позволить себе любую прихоть.

Семён Семёнович Абамелек-Лазарев.jpg

Князь, купивший сквозной участок между Миллионной и Мойкой в 1904 году, пожелал, чтобы здесь, на набережной Мойки, был построен дом, который бы точь-в-точь воспроизводил его «родовое гнездо» – дом Армянской церкви на Невском проспекте, 40, построенный в конце XVIII века.

 Дом Армянской церкви (Невский пр., 40).jpg

Дом Армянской церкви (Невский пр., 40)

За решение этой задачи сначала взялись относительно молодые архитекторы Александр Таманов (Таманян) и Евстафий Константинович, которые создали два варианта фасада, из которых второй был наиболее приближен к облику дома Армянской церкви.

А.И. Таманов, Е.И. Константинович. Первоначальные проекты дома на Мойке, 21.jpg

А.И. Таманов, Е.И. Константинович. Первоначальные проекты дома на Мойке, 21

Однако князь-домовладелец по каким-то причинам не привлёк соавторов к разработке окончательного проекта, а пригласил для этой цели более опытного, 70-летнего Евграфа Сергеевича Воротилова (1836–1910), который несколькими годами ранее построил новый корпус Публичной библиотеки, вторящий выверенным формам классицизма.

Е.С. Воротилов.png

Е.С. Воротилов

Окончательный проект был утверждён в 1907 году, а в 1909 году дом был завершён строительством. «Воротилов выполнил ещё более точную репродукцию дома на Невском, повторив (кроме нижнего этажа) все его элементы и детали, включая четыре аллегорических горельефа» (Б.М. Кириков). Чтобы расширить объём здания, не увеличив при этом протяжённость фасада образца – дома Армянской церкви, архитектор добавил к основному симметричному фасаду дополнительное асимметричное звено с въездной аркой и полуциркульным в плане эркером. Эта часть фасада, внутри вовсе не отрезанная от других помещений, снаружи воспринимается как пристройка, тем самым не разрушая строгую гармонию основного «клонированного» фасада.

Е.С. Воротилов. Окончательный проект дома на Мойке, 21.jpg
Е.С. Воротилов. Окончательный проект дома на Мойке, 21

Дом на Мойке, 21.jpg

Дом на Мойке, 21

Следуя воле домовладельца, архитектор повторил планировку и воссоздал «точную копию двух зал старого армянского дома» на Невском. Более того – он даже перенёс оттуда в здание на Мойке печи и двери! «Эффектный Армянский (Белый) зал с расписным сводом, двухколонным коринфским портиком и изразцовыми печами является клоном интерьера исторического семейного гнезда» (Б.М. Кириков).

План домов на участке князя С.С. Абамелек-Лазарева.jpg

План домов на участке князя С.С. Абамелек-Лазарева