Колонна с богатым внутренним миром

Один из объектов «Открытого города» – особняк сенатора Дмитрия Борисовича Нейдгарта на Захарьевской улице, 31, построенный в 1911–1912 годах гражданским инженером Иваном Ильичом Бургазлиевым. Немного ранее, в 1910–911 годах, тот же зодчий на Кирочной улице, 40 выстроил особняк для брата Д.Б. Нейдгарта, члена Государственного совета Алексея Борисовича Нейдгарта.

Особняк А.Б. Нейдгарта на Кирочной ул., 40.jpg

Особняк А.Б. Нейдгарта на Кирочной ул., 40

Представительный облик этого трёхэтажного на высоком полуподвале здания, напоминающего усадебный дом эпохи правления императрицы Елизаветы Петровны, сразу же бросается в глаза. Богато украшенный особняк выигрышно выглядит на скромном непритязательном фоне окружающей застройки.

 А.Б. Нейдгарт.jpg

А.Б. Нейдгарт

Хозяин особняка, Алексей Борисович Нейдгардт, состоял в родстве сразу с двумя российскими министрами. Одна его сестра, Ольга, была замужем за председателем Совета министров П.А. Столыпиным, вторая, Анна, – за министром иностранных дел С.Д. Сазоновым.

Парадная лестница особняка А.Б. Нейдгарта.jpg

Парадная лестница особняка А.Б. Нейдгарта

Особняк А.Б. Нейдгардта – интересный образец зодчества периода неоклассицизма. Искусствоведы называют три источника, которыми вдохновлялись поборники этого стиля начала XX века: русское барокко, русский классицизм и итальянское Возрождение. Их мотивы могли сочетаться в различных вариантах. Поэтому и на фасадах и в интерьерах особняка А.Б. Нейдгардта можно найти мотивы разных исторических эпох. Не была забыта и логика отступавшего модерна. Мраморная парадная лестница динамично, «по-модерновому», поднимается с этажа на этаж, как змея, словно бы цепляясь при этом за цилиндрическую лифтовую шахту, похожую на гигантскую колонну.

Лифт в особняке А.Б. Нейдгарта.jpg

Лифт в особняке А.Б. Нейдгарта

В феврале 1914 года хозяин особняка дал по случаю новоселья грандиозный бал, на который, по утверждению газеты «Петербургский листок», съехался весь свет столицы. Здесь были сёстры хозяина особняка, а также княгини Волконская, Гагарина, Урусова, Мещерская, Кантакузен, Шервашидзе; графини Сумарокова-Эльстон, Граббе, Уварова; баронесса Мейендорф. Все эти знатные дамы приехали с дочерьми – ведь кавалерами на этом балу были завидные женихи, офицеры-кавалергарды, конногвардейцы, гусары...

З.Е. Пичугин. «На балу». 1914 г..png

З.Е. Пичугин. «На балу». 1914 г.

Недавно отстроенный особняк на Кирочной чрезвычайно красив и стилен. По белой мраморной лестнице гости входят в анфиладу комнат, наполненных всевозможными предметами искусства. Очень эффектна белая зала для танцев в стиле «ампир». Чудная столовая отделана в стиле «ренессанс». Повсюду кусты сирени, тропические растения...

Из газеты «Петербургский листок»

Танцевавшие дамы и барышни получили подарки – фарфоровых слоников, шёлковые шарфы – и долго не хотели расходиться: «Вечер был настолько удачен, что молодёжь с трудом покидала гостеприимный дом, и разъезд начался только на рассвете»...

Дальнейшая судьба владельца особняка и некоторых его домочадцев печальна. После Февральской революции семейство Нейдгардтов обосновалось в своем имении в Нижегородской губернии. 7 июня 1918 года А.Б. Нейдгардт, придерживавшийся монархических взглядов, совместно со священнослужителями Нижнего Новгорода подписал воззвание к пастве с призывом протестовать против закрытия православных храмов, монастырей и конфискации церковного имущества. Вскоре все подписавшие это воззвание были арестованы, обвинены в призыве к контрреволюционной деятельности и расстреляны. Причем вместе с А.Б. Нейдгардтом казнили его сына и одну из дочерей.

В 1991 году Алексей Борисович Нейдгардт был реабилитирован, а в 2000 году его как мученика прославил в лике святых Архиерейский собор Русской православной церкви.