Ладья над Ленинградом

Объектами проекта «Открытый город» являются, в том числе, здания, построенные в стилистике конструктивизма, к примеру – Кировский райсовет, Дворец культуры имени А.М. Горького. Однако к середине 1930-х годов в Ленинграде этот стиль стал всё заметнее уступать место сталинской ордерной архитектуре. Одно самых заметных зданий этого нового типа – жилой дом с башней, который предстаёт перед взорами каждого, кто направляется ныне в новое здание Российской национальной библиотеки у метро «Парк Победы» или в сам этот парк. Современный адрес «высотки» – Московский пр., 190; Бассейная ул., 41.

«Высотка» на Московском проспекте.jpg

«Высотка» на Московском проспекте

Это шестиэтажное здание с девятиэтажной квадратной в плане башней, увенчанной бельведером со шпилем, завершённым пятиконечной звездой. По сторонам бельведера возвышаются четыре пилона, на каждом из которых – по готовящемуся взлететь голубю. Эта птица – символ мирной жизни, и её появление на здании, начатом строительством в 1940 году, в последний мирный год, но завершённом уже после Великой Отечественной войны, в 1953-м – вполне объяснимо.

Однако первоначальный облик дома несколько отличался от осуществлённого. Этому заметному дому с самого начала придавалось важное градостроительное значение. В 1935 году был утверждён генеральный план развития Ленинграда, разработанный в планировочном управлении Отдела коммунального хозяйства. Руководителем проекта был архитектор Лев Ильин, вместе с ним над планом трудились В.А. Витман, В.В. Данилов, Е.А. Катонин, Л.М. Тверской. План предполагал развитие города в южном и юго-западном направлениях, Московский (тогда Международный) проспект становился главной магистралью Ленинграда. Центром города должна была стать нынешняя Московская площадь с Домом Советов. Соответственно, это высотное здание с угловой башней рассматривалось как преддверие к главной площади.

История проектирования этого жилого дома началась во второй половине 1930-х годов, когда в нашей стране внедрялся метод поточно-скоростного строительства. Он предполагал интенсивное ведение работ и завершение их в кратчайшие сроки при минимуме затрат. Первой на этом пути стала столица – Москва, но вскоре черёд дошел и до Ленинграда.

 План застройки квартала на углу Московского проспекта и Бассейной улицы.png

План застройки квартала на углу Московского проспекта и Бассейной улицы

В городе Ленина крупным заказчиком выступил Судостроительный завод имени Серго Орджоникидзе (Балтийский завод), по заказу которого в Ленпроекте разработали план застройки обширного треугольного квартала на Московском шоссе (ныне Московский пр., 190–194; квартал ограничен проспектом и улицами Победы и Бассейной). Архитекторы могли проектировать здесь без оглядки на существовавшие постройки – на участке доживал свой век лишь одноэтажный деревянный дом, который был снесён.

По проекту, разработанному Григорием Симоновым, Борисом Рубаненко и Сергеем Васильковским, предполагалось возвести по периметру участка пять шестиэтажных корпусов. Здания предполагалось собирать из крупных конструктивных элементов, заготовленных заранее. Монтажные работы планировалось произвести механизировано – с помощью кранов с 20-метровым выносом стрелы и грузоподъёмностью в полторы тонны.

В доме проектировались типовые четырехквартирные секции с внутренним металлическим каркасом. Каждая из секций представляла собой прямоугольник 14,73 на 21,72 м и состояла из трех 2-комнатных, одной 3-комнатной квартиры и лестничной клетки. Такая стандартизация также должна была ускорить строительство.

Проект фасада «высотки» на Московском проспекте.jpg

Проект фасада «высотки» на Московском проспекте

Авторы проекта этого жилого комплекса ориентировались на звучавшие уже в конце 1930-х годов призывы к удешевлению строительства и отказались от гигантских многоэтажных колонн и пилястр, «не соответствующих самому содержанию жилого дома». Корпуса были поставлены асимметрично, а со стороны Московского шоссе был задуман открытый двор («курдонёр»). Все эти планировочные идеи, вкупе с отказом от крупномасштабных подавляющих зрителя ордерных элементов, «приблизили архитектурные детали к человеку», демонстрировали жилой характер квартала.

Лицевые фасады было намечено облицевать плитами «со светлой теплой фактурой из мелкой крошки и белого цемента с подцветкой золотистой охрой». Специально для этих домов архитекторы-проектировщики и представители строительного треста проводили научно-исследовательские работы, в ходе которых удалось наладить производство облицовочных плит «без форм в песке, по принципу отливки чугунных изделий», а также найти оригинальные решения для изготовления других деталей.

Проект фасада со стороны Московского проспекта.png

Проект фасада со стороны Московского проспекта

Вообще, эта стройка, помимо практического результата, должна была служить своеобразным «рингом», где ленинградские специалисты могли показать, что они не слепо повторяют «московскую практику», а в силах творчески развить начинания столичных коллег: «Ленинградские архитекторы и строители ставят перед собой задачу освоить ряд новых процессов и конструкций и повысить качество архитектурно-строительной работы…».

Доминантой жилого квартала должна была стать квадратная в плане угловая башня, увенчанная гранёным бельведером с установленной на нем фигурой, держащей на поднятых руках модель трехмачтового парусника. Вероятно, это было аллегорическое изображение кораблестроителя – ведь дом строился для нужд судостроительного завода.

Водная стихия должна была окружать дом не только образно. По трассе нынешней Бассейной улицы планировалось выкопать Южный Обводный канал, который протянулся бы через весь город, от Невы до Финского залива, однако этот проект не был осуществлён.

Треугольный в плане квартал по заказу Судостроительного завода имени Серго Орджоникидзе планировали начать строить летом–осенью 1940 года и завершить ударными темпами, но вмешалась война, до начала которой успели заложить фундаменты. Всё задуманное воплотили в жизнь уже после Великой Отечественной войны. При этом угловая башня выросла по сравнению с тем, что было запроектировано, но увенчала её не фигура в полный рост, а шпиль – в таком виде она силуэтом напоминает московские «высотки» или башню Адмиралтейства.