Мефистофель улетел, но обещал вернуться…

В рамках проекта «Открытый город» можно побывать на экскурсии «От петровского Петербурга – к градозащитному движению», в ходе которой предусмотрено знакомство с Петербургским центром культурного наследия имени академика Б.Б. Пиотровского. В экспозиции представлена выставка «Мефистофель с Лахтинской улицы», где можно увидеть горельеф «Мефистофель», собранный из осколков скульптором Павлом Игнатьевым. Этот горельеф, более века украшавший щипец доходного дома архитектора А.Л. Лишневского на Лахтинской улице, 24, был незаконно сбит с фасада в 2015 году. Долгое время осколки играли роль вещественных доказательств по делу об уничтожении фасадного декора. И вот теперь, во многом благодаря усилиям Елены Александровны Турковской, праправнучки архитектора Александра Лишневского, этот скульптурный образ нашёл достойное место. Давайте приоткроем страницы истории дома, на котором первоначально обитал Мефистофель.

 1.jpg

Мефистофель в экспозиции Петербургского центра культурного наследия имени академика Б.Б. Пиотровского

Этот дом, о котором раньше знали, разве что только любители петербургского модерна, приобрёл широкую известность именно после того, как с его фасада был варварски сбит горельеф, изображавший некое антропоморфное фольклорное существо с перепончатыми крыльями. В литературе его называли то Мефистофелем, то демоном, а то и более широко – фантастическим злым духом... Между тем история застройки этого участка обычна для Петербургской стороны. В начале 1880-х годов здесь для мещанки Александры Соколовой по проекту архитектора Константина Андрущенко был выстроен двухэтажный деревянный особняк и службы. Участок переходил от владельца к владельцу и в 1910 году оказался в собственности архитектора Александра Лишневского, который снёс деревянные строения и возвёл ныне существующий шестиэтажный доходный дом.

2.JPG

А.Л. Лишневский. Фото из личного архива Е.А. Турковской

Горельеф проектом не предусматривался: он был осуществлён в ходе строительства. Саркастическая ухмылка «демона» (он как будто наблюдает за нами, провожает нас своим взглядом) в чём-то роднила эту скульптуру со смотрящими вдаль химерами средневековых храмов.

3.jpg

Химера Нотр-Дам-де-Пари

Документальных объяснений причин появления этой выразительной фигуры нет. Есть мнение, что это изображение Ф.И. Шаляпина в образе Мефистофеля. Можно также предположить, что мифическое существо, сцепленные пальцы которого напоминают картину «Демон сидящий», создано в память Михаила Врубеля, умершего в апреле 1910 года, когда шла работа над проектом дома.


4.jpg

М.А. Врубель. «Демон сидящий». 1890. Третьяковская галерея

Почти готовое здание архитектор-домовладелец продал, но строительные работы завершил, и к началу осени 1911 года документы зафиксировали, что «дом готов и населяется жильцами». Новая хозяйка дома Александра Чистякова была вдовой известного врача-дерматолога доктора медицины Михаила Андреевича Чистякова, служившего в Калинкинской больнице. Он выступил одним из учредителей Русского сифилидологического и дерматологического общества, членом правления которого состоял.

5.jpg

Доходный дом А.А. Чистяковой. Фиксационный чертёж фасада. 1911. ЦГИА СПб.

Сюда, на Петербургскую сторону, вдова с детьми перебралась с Невского проспекта вскоре после смерти мужа. После её смерти, случившейся в первый день весны 1916 года, дом по завещанию матери унаследовали её дети: Борис, учившийся на славяно-русском отделении историко-филологического факультета Петербургского университета, Инна и Людмила. Брат и сёстры совместно владели этим недвижимым имуществом до августовского декрета 1918 года «Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах».

Среди других жильцов дома – горный инженер Борис Мефферт, отставной генерал-майор Илья Сперанский, гвардии штабс-капитан Алексей Шапкин, доктор медицины Александр Мельников, в конце 1920-х годов недолго служивший ректором Астраханского медицинского института (ныне – Государственный медицинский университет), Василий Линдгольм, первый заведующий отделением моллюсков Зоологического института (ныне – Зоологический институт РАН).

6.jpg

Дом на Лахтинской ул., 24. 2010. Фото А.И. Чепеля


Облик дома долгие годы не претерпевал изменений. По крайней мере до 1949 года сохранялось трёхгранное окно-«фонарик» над аркой, которое теперь существует в виде обыкновенного оконного проёма. Вероятно, его «упростили» в ходе одного из ремонтов. Чертежи и фотофиксация позволяют воссоздать как этот «фонарик», так и горельеф Мефистофеля, который служил главным пластическим акцентом фасада. Разумеется, при воссоздании Мефистофеля есть возможность ориентироваться на маскарон и детали фигуры, представленные в экспозиции Петербургского центра культурного наследия имени академика Б.Б. Пиотровского. Как сказал в 2022 году на открытии выставки «Мефистофель с Лахтинской улицы» Леонид Корниевский, потомок архитектора Александра Лишневского: «Будем ждать, что копия „Мефистофеля“ вспорхнёт на фасад дома на Лахтинской, 24».