Мефистофель улетел, но обещал вернуться…
Мефистофель в экспозиции Петербургского центра культурного наследия имени академика Б.Б. Пиотровского
Этот дом, о котором раньше знали, разве что только любители петербургского модерна, приобрёл широкую известность именно после того, как с его фасада был варварски сбит горельеф, изображавший некое антропоморфное фольклорное существо с перепончатыми крыльями. В литературе его называли то Мефистофелем, то демоном, а то и более широко – фантастическим злым духом... Между тем история застройки этого участка обычна для Петербургской стороны. В начале 1880-х годов здесь для мещанки Александры Соколовой по проекту архитектора Константина Андрущенко был выстроен двухэтажный деревянный особняк и службы. Участок переходил от владельца к владельцу и в 1910 году оказался в собственности архитектора Александра Лишневского, который снёс деревянные строения и возвёл ныне существующий шестиэтажный доходный дом.
А.Л. Лишневский. Фото из личного архива Е.А. Турковской
Горельеф проектом не предусматривался: он был осуществлён в ходе строительства. Саркастическая ухмылка «демона» (он как будто наблюдает за нами, провожает нас своим взглядом) в чём-то роднила эту скульптуру со смотрящими вдаль химерами средневековых храмов.
Химера Нотр-Дам-де-Пари
Документальных объяснений причин появления этой выразительной фигуры нет. Есть мнение, что это изображение Ф.И. Шаляпина в образе Мефистофеля. Можно также предположить, что мифическое существо, сцепленные пальцы которого напоминают картину «Демон сидящий», создано в память Михаила Врубеля, умершего в апреле 1910 года, когда шла работа над проектом дома.
М.А. Врубель. «Демон сидящий». 1890. Третьяковская галерея
Почти готовое здание архитектор-домовладелец продал, но строительные работы завершил, и к началу осени 1911 года документы зафиксировали, что «дом готов и населяется жильцами». Новая хозяйка дома Александра Чистякова была вдовой известного врача-дерматолога доктора медицины Михаила Андреевича Чистякова, служившего в Калинкинской больнице. Он выступил одним из учредителей Русского сифилидологического и дерматологического общества, членом правления которого состоял.
Доходный дом А.А. Чистяковой. Фиксационный чертёж фасада. 1911. ЦГИА СПб.
Сюда, на Петербургскую сторону, вдова с детьми перебралась с Невского проспекта вскоре после смерти мужа. После её смерти, случившейся в первый день весны 1916 года, дом по завещанию матери унаследовали её дети: Борис, учившийся на славяно-русском отделении историко-филологического факультета Петербургского университета, Инна и Людмила. Брат и сёстры совместно владели этим недвижимым имуществом до августовского декрета 1918 года «Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах».
Среди других жильцов дома – горный инженер Борис Мефферт, отставной генерал-майор Илья Сперанский, гвардии штабс-капитан Алексей Шапкин, доктор медицины Александр Мельников, в конце 1920-х годов недолго служивший ректором Астраханского медицинского института (ныне – Государственный медицинский университет), Василий Линдгольм, первый заведующий отделением моллюсков Зоологического института (ныне – Зоологический институт РАН).
Дом на Лахтинской ул., 24. 2010. Фото А.И. Чепеля
Облик дома долгие годы не претерпевал изменений. По крайней мере до 1949 года сохранялось трёхгранное окно-«фонарик» над аркой, которое теперь существует в виде обыкновенного оконного проёма. Вероятно, его «упростили» в ходе одного из ремонтов. Чертежи и фотофиксация позволяют воссоздать как этот «фонарик», так и горельеф Мефистофеля, который служил главным пластическим акцентом фасада. Разумеется, при воссоздании Мефистофеля есть возможность ориентироваться на маскарон и детали фигуры, представленные в экспозиции Петербургского центра культурного наследия имени академика Б.Б. Пиотровского. Как сказал в 2022 году на открытии выставки «Мефистофель с Лахтинской улицы» Леонид Корниевский, потомок архитектора Александра Лишневского: «Будем ждать, что копия „Мефистофеля“ вспорхнёт на фасад дома на Лахтинской, 24».