«Павильон уединения» в Столице фонтанов
Академия наук на василеостровской набережной – ярчайший образец строгого классицизма – сейчас доступна нам благодаря проекту «Открытый город». «Монументальный лаконизм и холодная торжественность композиции» – такими словами историк архитектуры Б.М. Кириков характеризует Академию, с её величественным восьмиколонным портиком, контрастно выделяющимся на фоне лишённых декора фасадных стен. Однако ещё до строительства академического здания на Васильевском острове его автор, архитектор Джакомо Кваренги, приступил к созданию пригородного «близнеца» Академии наук – Английского дворца в Петергофе. Если бы дворец, - первая работа Кваренги в России - дожил до наших дней, он, несомненно, был бы местом паломничества всех ценителей архитектуры.
Императрица Екатерина II, вступившая на престол в результате дворцового переворота 1762 года, видела в архитектуре высокого барокко времён своей предшественницы Елизаветы Петровны лишь «варварскую безвкусицу». Перу Екатерины II принадлежат такие строки: «Я желала бы иметь проект античного дома, распланированного как в древности…». «Античное всегда лежало первой основой моих наблюдений» – как бы отвечает ей Джакомо Кваренги, хотя адресатом этих строк архитектора была не императрица. Как бы то ни было, звёзды сошлись, и на излёте 1779 года архитектор по приглашению государыни прибыл в российскую столицу.
Екатерина II, бывая в Петергофе, не тянулась к ярким фонтанным водомётам, она любила продолжительные уединённые пешие прогулки по извилистым дорожкам, вдоль живописных лужаек и рощиц, по берегам прудов. Поэтому, придя к власти, она повелела создать в Столице фонтанов «новый Английский сад», в котором господствовал природный «дикий» ландшафт. Такие сады и парки сначала получили распространение в Англии, потому их называют английскими. Здесь, в природном окружении, Кваренги и должен был построить Новый (Английский) дворец – «павильон уединения» для отдыха императрицы.
Новый дворец строился в «наиболее приятной и наиболее весёлой» части парка – на искусственном холме, на берегу Большого пруда. Проект был выполнен быстро, но работы затянулись и были окончены лишь в 1794 году, на закате правления Екатерины II. Однако поначалу императрица спешила. В мае 1780 года были готовы модели дворца, а в июле 1781 года Екатерина II писала своему заграничному корреспонденту барону Ф.-М. Гримму: «Мы начинаем в Петергофе дом в Английском саду, который я насаждаю». В 1786 году дворец был закончен вчерне и перекрыт крышей.
Массивное, как бы собранное и уплотнённое в своём компактном объёме, здание Английского дворца контрастно выделялось чёткими геометрически правильными формами на фоне живописного парка. Дворец распланирован «покоем» – в плане напоминает очертания буквы «П». Восьмиколонный коринфский портик южного фасада отражался в глади пруда. К воде вела широкая гранитная лестница, которой не было в первоначальном проекте. Противоположный северный фасад был украшен колоннадой-лоджией, ограниченной боковыми выступами-ризалитами.
Главная дорога подходила к зданию не прямо, а наискосок, поэтому, чтобы попасть во дворец, его нужно было обойти с трёх сторон, а значит, внимательно рассмотреть, оценить его благородную простоту и спокойное величие. Все части и архитектурные детали здания были строго соразмерны и пропорциональны как снаружи, так и в отделке внутренних помещений.
Хотя дворец проектировался для уединённого пребывания императрицы, статус хозяйки потребовал включения в состав помещений нескольких больших парадных залов, которые, как и жилые комнаты Екатерины II, располагались в бельэтаже. В цокольном этаже находились служебные помещения, а верхний этаж, с малыми квадратными окнами, предназначался для свиты высочайшей хозяйки дворца.
По задумке Кваренги, поднявшись по просторной гранитной лестнице, государыня и её визитёры оказывались под сенью многоколонного портика. Отсюда парадная дверь вела непосредственно в ротонду вестибюля – высокий, круглый в плане и перекрытый невидимым снаружи куполом зал. Справа и слева от ротонды располагались прямоугольные в плане парадные залы. В западном ризалите была спланирована парадная столовая (во всяком случае, такое назначение этому залу приписывают исследователи), а восточный выступ отводился под личные комнаты Екатерины II. Апартаменты государыни были рационально сгруппированы, двери жилых покоев устроены по углам помещений – этот планировочный приём оставлял пространство комнат вне зоны видимости из соседних залов.
Работы внутри дворца стартовали лишь в 1791 году, через 5 лет после завершения его постройки, и за это время назначение здания было скорректировано. Теперь он предназначался не только лишь для императрицы, но и для её внуков. Понадобилось больше помещений, соответственно, внутреннее пространство дворца было разделено на меньшие по площади комнаты, из трёх больших залов сохранили лишь один. Было выделено пространство для покоев последнего фаворита Екатерины II, Платона Зубова.
Отделка интерьеров была решена по принципу контраста с лаконичным экстерьером здания. Одним из элементов архитектурного убранства служат лепные карнизы, отличающиеся разнообразием рисунка. Непохожестью отличаются расписные плафоны и своды помещений. В мае 1792 года Кваренги отмечал: «Плафоны в комнатах Её Величества будут расписаны к назначенному сроку. Гостиная со всем убранством будет тоже совсем закончена. Её Величество несколько раз благоволила говорить архитектору, что она хотела бы иметь разнообразную отделку». Живописные работы в важнейших залах дворца были завершены в 1794 году; помимо итальянских живописцев, здесь работали и русские художники. В большинстве помещений применена роспись, имитирующая лепнину (гризайль); иногда живопись дополнена настоящей лепкой. При окончательной отделке Английский дворец не был меблирован, и императрица так и не успела насладиться своим «павильоном уединения» – она скончалась осенью 1796 года. Лишь при её внуке, императоре Александре I, здание стало обитаемым.
За полтора века, отпущенные дворцу судьбой, он неоднократно ремонтировался, но в основном сохранил не только внешний облик, но и внутреннюю отделку. Во время Великой Отечественной войны через Английский парк проходил передний край обороны, в ходе боёв дворец был разрушен. «Странно было подумать, что в местах, где гуляли в выходные дни, где купались, – на пляжах и в парках, идут кровопролитные бои, что в залах Английского дворца в Петергофе дерутся врукопашную и гранаты рвутся среди бархата, старинной мебели, фарфора, хрусталя, ковров, книжных шкафов красного дерева, на мраморных лестницах…» – писал Н.С. Тихонов в «Ленинградских рассказах». Сейчас на месте руин Английского дворца установлен мемориальный камень…