Последняя петербургская экскурсия
Экскурсии, которые предлагает нам «Открытый город» – разнообразны, оригинальны, увлекательны. Эти мероприятия с удовольствием посещают люди разных профессий, интересов, возрастов. Однако иногда гулять по городу приходится… по принуждению! Вот о такой из ряда вон выбивающейся экскурсии мы сейчас и поговорим.
В таком телеграфном стиле начинал «Петербургский листок» в номере от 17 августа 1914 года репортаж об этом воодушевляющем для всех жителей российской столицы зрелище, произошедшем менее чем через три недели после начала Первой мировой войны.«15-го августа, в 11 часу утра, по Балтийской железной дороге были впервые доставлены в Петербург взятые нашими морскими героями пленные офицеры и матросы с крейсера „Магдебург“»
Крейсер «Магдебург»
С началом войны германский лёгкий крейсер «Магдебург» занимался постановкой мин у российского побережья Балтийского моря, и 13 августа 1914 года в тумане сел на мель у острова Оденсхольм, неподалёку от эстонского берега (вспомним, что территория современной Эстонии тогда входила в состав Российской империи). От удара кормовая часть получила повреждения, забрала много воды, и попытки сняться с мели, даже с помощью подоспевшего немецкого миноносца, не удались. Тогда командир «Магдебурга» приказал экипажу оставить корабль, перебраться на миноносец. На крейсере осталась небольшая часть команды во главе с капитаном, который руководил подготовкой к взрыву и затоплению корабля. «Магдебург» был взорван в районе носовой части, но не затонул.Между тем момент катастрофы зафиксировал находившийся на острове пост службы связи Балтийского флота, телефонировал по начальству, и вскоре к германскому кораблю подошли российские крейсеры «Богатырь» и «Паллада». После продолжавшейся 20 минут перестрелки капитан «Магдебурга» Генрих Хабенихт осознал бесперспективность дальнейшего сопротивления и дал команду сложить оружие.
Крейсер «Магдебург» на мели
Гаральд Граф, служивший тогда на российском эсминце «Новик», а в эмиграции ставший личным секретарём великого князя Кирилла Владимировича, оказался свидетелем этих событий, и позже описал их в своих воспоминаниях. Вот каким, по словам Г. Графа, увидели «Магдебург» российские моряки:
В суматохе боя и эвакуации немцы не смогли уничтожить важные документы, в том числе – сигнальные книги, позволявшие шифровать и расшифровывать донесения. Одна из захваченных книг была вскоре передана британскому Адмиралтейству (Великобритания была союзником России), что сыграло решающую роль в раскрытии военно-морского шифра Германии.«Ещё так недавно блестящий крейсер теперь представлял собой печальную картину. От взрыва патронного погреба носовая часть до фок-мачты была почти оторвана и представляла груду железа. Первой трубы и фок-мачты не было: они также были снесены взрывом. Нашими снарядами было оторвано дуло одного орудия, сорвана телеграфная сеть, и в дымовых трубах было видно много осколков»
И вот на третий день после пленения немецкие моряки доставлены на Балтийский вокзал Петербурга (Петроградом город станет через несколько дней, 18 августа). Русские матросы-конвоиры с заряженными винтовками выстроились на платформе, показался поезд из Ревеля (Таллина).
«Из окон третьего от хвоста поезда вагона 3-го класса виднелись немцы, на головах которых находились форменные фуражки с вышитым названием крейсера „Магдебург“. В следующем за этим вагоном стоял вагон 2-го класса, где под охраной нижних чинов находились 3 пленных офицера, из которых один был командиром крейсера»
Балтийский вокзал
По наблюдению газетчика, пленники старались сохранять выдержку, но чувствовали позор поражения: «Немецкие матросы спокойно выходили из вагонов, но смотрели вниз, не поднимая глаз на публику». Затем вышли вражеские офицеры: «Впереди шёл командир в форме капитана-майора. Он приложил молча руку к козырьку, когда увидел наших офицеров. Последние также отдали честь».
Младшие немецкие офицеры были ещё очень молоды, их душевные терзания отражались в их мимике и действиях: «Один смущенно улыбался. Другой вёл на бечевке маленькую светло-рыжую собачку. Собачка заупрямилась и не хотела покидать площадки. Немец ударил её ногой».
Пленных офицеров погрузили в автомобиль, и тот помчался в Петропавловскую крепость, немецкие матросы потянулись туда же пешком. Пленные моряки с каменными лицами под конвоем шествовали по улицам российской столицы, горожане с любопытством разглядывали их. Немцы были одеты примечательно: «На матросах виднелись грязные куртки. Вместо сапогов были какие-то рваные штиблеты. Трое имели штатские пальто, картузы на головах и вместо сапогов – калоши». Журналист выяснил, что немцы, пытаясь избежать плена, сбрасывали с себя одежду, но были схвачены на берегу, и тогда «великодушные русские снабжали их платьем».
В Петропавловской крепости матросов поместили в общую казарму, офицеров – отдельно, причем капитан Хабенит получил собственные «апартаменты». Пленников осмотрел врач, их накормили, и на время оставили в покое. «При входе в казарму у немцев вырвалось восклицание удивления, что они попали в хорошее помещение, а не в подвалы, как предполагали. После заключения в тюрьму почти все немцы заснули, как убитые, на чистых койках», – отметил репортер. Так завершился «экскурсионный» тур немецких пленников по Петербургу; через несколько дней они проснутся в Петрограде.
Петропавловская крепость
Экипаж «Магдебурга» содержался в русском плену вплоть до Брестского мира, подписанного между Советской Россией и Германией 3 марта 1918 года: важно было, чтобы немцы не могли сообщить своим о захвате секретных документов. До 1915 года пленников содержали в Петрограде, затем – в Амурской губернии, позже в Иркутске, они предприняли ряд попыток к бегству, не увенчавшихся успехом.
А пушки с трофейного крейсера «Магдебург» были установлены на кораблях Балтийского флота, и по иронии судьбы немецкая артиллерия поражала теперь немецких же моряков…