Пристанище для государыни

 Среди объектов «Открытого города» – ярчайший памятник высокого, иначе елизаветинского барокко – Смольный монастырь.

    1.Смольный монастырь с высоты птичьего полёта.jpg

Смольный монастырь с высоты птичьего полёта

У монастыря сложилась непростая судьба. Выстроенный архитектором Франческо-Бартоломео Растрелли в эпоху правления Елизаветы Петровны, в свойственных той эпохе пышных, захватывающих дух художественных формах, он должен был стать зримым символом её яркого правления.


2.Архитектор Ф.-Б. Растрелли.jpg

Архитектор Ф.-Б. Растрелли


Кроме того, императрица поговаривала, что планирует в старости найти здесь покой, уйдя от мирской суеты, от бремени власти, под своды этой обители. Возможно, поэтому и отделаны монастырские корпуса и сам Смольный собор с дворцовым великолепием.


3.Императрица Елизавета Петровна.jpg

Императрица Елизавета Петровна

Однако государыня не дожила до окончания строительства, а тут и художественные веяния сменились. На смену причудливо-изысканному барокко пришёл благородный классицизм, и монастырь, достроенный к 1769 году, остался без внутренней отделки и оказался фактически заброшен. Окна были забиты деревянными ставнями, кровля местами слетела, перекрытия прогнили, разрушавшиеся мощные стены поросли травой…

За годы запустения монастырь не утратил, однако, градостроительного значения. Об этом говорит хотя бы тот факт, что Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы даже корректировала трассы улиц, выводя их на Смольный собор. Архитектор-классицист Джакомо Кваренги, который в начале правления Александра I возвел рядом с монастырём Смольный институт в духе классицизма, проходя мимо творения Растрелли, неизменно снимал шляпу и восклицал: «Вот это церковь!».

Наконец, в конце 1820‑х годов архитектор Василий Стасов получил задание достроить монастырь. Он сохранил фасады в стиле барокко, но интерьеры отделал в совершенно иной стилистике. Стасов отмечал, что, если довершить интерьеры в «испорченном вкусе, существовавшем во время графа Растрелли, то тощие колонны из кусков гранита, весьма нечисто выполненные, грубые карнизы и резные украшения, классической архитектуре противные, испортили бы эффект, ожидаемый от самой огромной церкви».

К середине 1830‑х строительство было завершено, и Смольный, ставший собором всех учебных заведений, с честью вернулся в городской ландшафт. По торжественному случаю была выбита бронзовая медаль с изображением собора и датами его закладки и окончания: «1748–1835». А Василию Стасову за эту работу было назначены ежегодные выплаты в две тысячи рублей серебром, выдававшиеся в течение двенадцати лет.


4.Ф.-В. Перро. Вид Смольного монастыря. 1841.jpg

Ф.-В. Перро. Вид Смольного монастыря. 1841

Достроенный Смольный монастырь вполне естественно привлёк внимание художников. Один из примеров популярности грандиозного комплекса – литография «Вид Смольного монастыря», созданная в 1841 году французским живописцем Фердинандом-Виктором Перро. Мы видим, что на полотне сооружения выглядят образцово, и ни за что не поверишь, что всего двадцатью годами ранее они представляли собой весьма печальное зрелище.

Интересно, что Фердинанд-Виктор Перро по заказу императора Николая I выполнил целую серию картин и графических изображений с видами Северной столицы и окрестностей. В апреле 1841 года вышли два из десяти запланированных альбомов. Увы, полностью весь этот труд, посвящённый императрице Александре Федоровне, жене государя, остался незаконченным из ‑ за ранней смерти едва перешагнувшего 30-летний порог художника. Так что, можно сказать, серия петербургских литографий — лебединая песнь Перро.

Что же до Смольного монастыря, даже достроенный, он в середине XIX века оставался на городской периферии. На полотне Ф.-В. Перро мы видим, что вокруг – никаких примет мощения, лишь грунтовые дороги с огромными лужами…