Шеренга драконов

В ходе самокатной экскурсии «Открытого города» по Литейной части в сферу внимания участников попадает необычной дом, фасады которого, по словам известного историка архитектуры А.Л. Пунина:

Безудержное нагромождение арочек, колонок, шатриков, зубчиков, розеток, скомпилированных из элементов романского стиля, мавританской и древнерусской архитектуры

А.Л. Пунин -

Историк архитектуры  

Дом А.М. Тупикова. Современное фото.jpg

Дом А.М. Тупикова. Современное фото

В конце XVIII века на этом участке, вдоль Литейного проспекта, уже находилось двухэтажное протяжённое здание в классицистическом духе: рустованный нижний этаж, мерный ряд прямоугольных окон, прерываемый лишь треугольником «неизменного греческого фронтона» в центральной части здания, над входом. В 1834 году под фронтоном было устроено «венецианское окно», а в 1847 году архитектор Н.Е. Ефимов вовсе избавился от фронтона и нарастил дом на два этажа по заказу очередного домовладельца, провинциального секретаря (13-й чин в Табели о рангах) Косиковского; надстройка была прорезана ренессансными полуциркульными окнами.

Дом Косиковского. Проект Н.Е. Ефимова.jpg

Дом Косиковского. Проект Н.Е. Ефимова

Существующий экзотический броский дом был создан в 1876–1877 годах академиком архитектуры Юлием Фредериком Иоганном (Юлием Осиповичем) Дютелем для Андрея Михайловича Тупикова, владевшего несколькими многоэтажными доходными домами в российской столице (что интересно, построенными тем же Ю.О. Дютелем).

Дютелю предстояли масштабные работы. Архитектор сломал все невысокие постройки, выходившие на Пантелеймоновскую улицу (ныне улица Пестеля) – двухэтажные корпуса, въездные ворота, глухую каменную стену, расчистил и территорию внутри двора. На освободившемся месте он возвёл четырехэтажный лицевой дом, объединив новостройку со «старичком», выходившим на Литейный проспект – получился презентабельный угловой доходный дом, составленный из разновозрастных частей. Само собой, новыми флигелями было застроено и дворовое пространство.

Работая над фасадной композицией, академик поступил довольно рационально. Он не стал перебивать окна старого здания, оставив в двух нижних этажах прямоугольные проёмы, в верхних – полуциркульные. Пристройка по Пантелеймоновской повторила этот ритм.

Павлины дома Тупикова.jpg

Павлины дома Тупикова

Зато при создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок. Эркеры, покрытые высокими двухъярусными шатрами и украшенные изображениями распустивших хвост павлинов, чем-то напоминают пагоды или дворцы раджи из индийских сказок; оскалившие пасти дракончики (всего их 28) заставляют вспомнить китайские или японские сказки, в которых нередко встречаются эти фантастические существа.

Драконы дома Тупикова.jpg

Драконы дома Тупикова

А.Л. Пунин обоснованно предполагает, что обильный декор дома Тупикова был вызван желанием перещеголять шикарностью и оригинальностью отделки строившийся напротив «мавританский» дом А.Д. Мурузи (Литейный пр., 24):

Необычный, крикливо-вычурный декор фасада должен был стать своеобразной рекламой, споря с „конкурирующей фирмой“ – доходным домом князя Мурузи.

А.Л. Пунин -

Историк архитектуры

Интересно, что количество декора увеличивалось по ходу строительства: миниатюрных драконов, шеренгой вытянувшихся по фасадам на уровне третьего этажа, в проекте нет.

Дом Тупикова. Проект.jpg

Дом Тупикова. Проект

Дютель застроил участок Тупикова довольно плотно, и необходимые многоквартирному дому дрова складировались не в отдельно стоящем дровяном сарае, в подвале дворового флигеля. В начале ноября 1890 года в этом подвале, где были сосредоточены огромные запасы – около 2-х тысяч кубометров дров – занялся пожар, для тушения которого поначалу было решено обойтись силами дворников. Это стало роковой ошибкой. «Домашними» средствами огонь остановить не удалось, вдобавок из глубины подвала повалил густой удушливый едкий дым, затянувший весь двор и выкуривший жильцов дома на улицу. Дымовая завеса неуклонно распространялась по округе. Слишком поздно вызванные пожарные с трудом пробились к очагу, и полностью побороли огонь лишь спустя двое суток с момента возгорания! Спасая здание, многие огнеборцы угорели, им потребовалась медицинская помощь… А дом, восстановленный после пожара, оставался во владении А.М. Тупикова, а затем его сына Сергея вплоть до 1917 года.

Сейчас фееричный дом предстает перед нами во всём великолепии. Мемориальные доски на фасаде рассказывают, что здесь в 1918–1930 годах обитал будущий выдающийся композитор Вадим Салманов, а в 1927–1938 годах жил один из основоположников советской детской литературы Самуил Маршак. Как знать, может пьеса-сказка этого замечательного мастера слова «Теремок» была в какой-то мере навеяна образом похожего на волшебный терем дома Тупикова?