Средневековая крепость у Таврического дворца
«Таврический дворец» – пешеходная экскурсия «Открытого города», знакомящая с этим интереснейшим памятником архитектуры эпохи классицизма..
Таврический дворец
Выверенные благородные формы Таврического дворца – воплощение гармонии и величественной невозмутимости. «Центральный двухэтажный корпус и одноэтажные крылья дворца охватывают широкий курдонёр. На средней оси выступает стройный шестиколонный портик дорического ордера, а за ним возвышается пологий купол. Пространственная композиция портика с отнесёнными от стены колоннами – излюбленный приём строгого классицизма, ранее редко встречавшийся в петербургской архитектуре. Пластика ордерных форм усиливает своё звучание в контрастном сопоставлении с простыми объёмами корпусов, с ровными полями гладких оштукатуренных стен, прорезанных окнами без наличников» (Б.М. Кириков).
Казалось бы, поблизости от этого шедевра, созданного в правление императрицы Екатерины II, никак нельзя строить что-либо, хоть как-то разрушающее эту звенящую гармонию. Но город рос, и окрестные земли стали прирастать новыми зданиями. В середине XIX века напротив главного фасада Таврического дворца выросла краснокирпичная водонапорная башня, отрезавшая дворец от Невы, а в начале XX столетия в этих местах появился прямо-таки средневековый замок.
Суворовский музей
Осенью 1904 года неподалёку от Таврического дворца был торжественно открыт Суворовский музей, построенный архитектором Александром Ивановичем фон Гогеном при участии Германа Давидовича Гримма. Здание стилизовано под старинную русскую крепость, с её неприступными башнями, высокими зубчатыми стенами, щелевидными бойницами. «Композиция здания строго симметрична, что отвечает классическим правилам. Центр выделен мощным призматическим объёмом, напоминающим крепостную башню, завершённую шатром. Главный вход оформлен в виде крыльца традиционного типа с двойными арочками и висячими „гирьками“. Большие стенные плоскости симметричных крыльев использованы для размещения на них мозаичных панно, созданных по эскизам художников Н.А. Шабунина и А.Н. Попова. Средствами реалистического изобразительного искусства панно подробно повествуют об отъезде А.В. Суворова в его последний „итальянский поход“ 1799 года и о героическом переходе руководимой полководцем армии через Альпы» (В.Г. Лисовский).
К спорному появлению средневекового по образу здания вблизи классицистического Таврического дворца привыкли, музей успешно функционировал. Однако вскоре настали иные времена. В 1918 году музей был закрыт, значительная часть коллекций продана за рубеж, а здание стало использоваться различными организациями.
Суворовский музей. Открытка начала XX века
Лишь в конце 1930-х годов появились планы по возрождению музея, посвящённого всемирно известному полководцу, а одновременно идея – перенести в Суворовский музей прах полководца, захороненный в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. В Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга сохранились документы, рассказывающие о противостоянии, развернувшемся по вопросу о переносе могилы Александра Васильевича Суворова на новое место.
Почтовая карточка с автографом А.А. Кузнецова
В середине мая 1941 года главный архитектор Ленинграда Николай Варфоломеевич Баранов подал второму секретарю городского комитета ВКП(б) Алексею Александровичу Кузнецову докладную записку, в которой отвечал на запрос Кузнецова относительно возможности восстановить здание Суворовского музея. В архиве сохранилась почтовая карточка с фотографией Суворовского музея, на которой А.А. Кузнецов 6 мая 1941 года карандашом начертал адресованный Н.В. Баранову вопрос: «Кто должен восстановить здание?». Очевидно, эта открытка была передана главному архитектору Ленинграда вместе с секретарским запросом относительно музея.
Восстановить здание силами ленинградских архитекторов и воссоздать там Суворовский музей силами сотрудников Артиллерийского музея «вполне реально», – отвечал Баранов, – однако пока нет единого мнения относительно переноса могилы полководца в возрождаемый музей. В подтверждение своих слов Н.В. Баранов переслал в Смольный протокол совещания Музейного совета при Музее городской скульптуры, состоявшегося в конце ноября 1940 года.
Основным вопросом этого совещания стало обсуждение предложения товарищей Рытова и Гурьянова о переносе праха А.В. Суворова: Рытов предлагал перезахоронить останки генералиссимуса в Казанском соборе, Гурьянов – в Суворовском музее. За оставление знаменитой могилы на прежнем месте в своем пространном выступлении рьяно высказался заведующий отделом надгробной скульптуры профессиональный фотограф Николай Викторович Успенский, член общества «Старый Петербург». Успенский отметил, что Благовещенская церковь с первых лет основания города на Неве, задолго до окончания строительства Петропавловского собора, стала «самым почётным в России местом захоронения». Именно по этой причине в 1800 году прах Суворова был захоронен именно в «этой старинной усыпальнице, по справедливости отмеченной всеми бытописателями как бы русским пантеоном». И с тех пор громкое имя Суворова запечатлено здесь, «среди других его сподвижников и предшественников, содействовавших славе русского оружия». Приведя эти доводы, Успенский резюмировал, что перенос останков полководца куда бы то ни было – «нецелесообразен».
Что же касается конкретных предложений по переносу праха Суворова – то они, по мнению Успенского, не выдерживают никакой критики. Перезахоронить тело в Казанском соборе, где тогда находился Музей истории религии – «совершенно неприемлемо», и здесь Успенского поддержал сотрудник этого по сути антирелигиозного музея историк-медиевист Георгий Эдуардович Петри. Он подчеркнул, что «нет никакого основания к этому ни по времени постройки собора, ни по тематике помещающегося в нем музея», и «по отношению к памяти Суворова, глубоко религиозного человека, это было бы, по крайней мере, странно».
Здание Суворовского музея в качестве места захоронения великого полководца Н.В. Успенский разгромил, опираясь, в том числе, на его эстетические особенности: «Это вовсе здание, случайное по своему местоположению и не представляющее художественно-архитектурного интереса», а потому «не может быть почетным и достойным могилы мирового полководца».
Категорически против переноса праха Суворова из Благовещенской церкви высказались участвовавшие в совещании писатель Владимир Феофилович Боцяновский, архитектор Дмитрий Андреевич Крыжановский, а мнение историка, академика Евгения Викторовича Тарле, также несогласного с перезахоронением, было озвучено представителем Института истории Академии наук СССР.
В резолюции, принятой по итогам совещания, говорилось, что переносить куда бы то ни было прах полководца А.В. Суворова «нецелесообразно», потому что это «нарушило бы подлинную историчность захоронения». Кроме того, отвечая на упреки в малодоступности могилы Суворова (в Благовещенской церкви тогда шёл ремонт), было решено к 23 февраля 1941 года, ко дню Красной Армии, обеспечить беспрепятственный доступ к захоронению знаменитого военачальника.
Клятва бойцов у могилы А.В. Суворова. Фото времён Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война на время отодвинула планы по возрождению Суворовского музея.
Суворовский музей, повреждённый в период Великой Отечественной войны
В 1943 году во время вражеского налёта здание серьезно пострадало, на к 1951 году восстановлено по проекту, разработанному архитектором Михаилом Михайловичем Плотниковым. В том же году музей открылся для посетителей. А почтить память генералиссимуса А.В. Суворова по-прежнему можно, придя в Благовещенскую церковь Александро-Невской лавры. Найти могилу великого русского полководца просто. На мраморной плите вот уже который век начертана лаконичная не требующая пояснений надпись: «Здесь лежит Суворов».