Тайны Каменноостровского дворца

Каменноостровский дворец, расположенный на стрелке одноимённого острова, там, где расходятся Большая и Малая Невки, сейчас, благодаря проекту «Открытый город», доступен всем нам. Во время экскурсии у каждого есть возможность не только полюбоваться отреставрированным зданием, его фасадами и интерьерами, но окунуться в загадочное прошлое дворца и его обитателей.

Дворец изначально окружён ореолом тайны. Императрица Екатерина II задумала построить здесь резиденцию для своего сына, будущего императора Павла I, которого она не особенно жаловала, но хотела иметь под присмотром. Каменный остров неплохо подходил для этой цели: сын живёт отдельно, но от Зимнего дворца добраться недолго, так что все шаги своенравного наследника легко можно было держать под контролем. На месте предполагавшегося строительства находился загородный дом канцлера времён Елизаветы Петровны, А.П. Бестужева-Рюмина, но нужен был дворец, соответствующий тогдашним архитектурным веяниям – в духе набиравшего силу классицизма.

Какого архитектора выбрать для строительства? В 1765 году императрица пригласила для этой цели талантливого Василия Ивановича Баженова, недавно вернувшегося из Парижа, где он оттачивал своё мастерство. Вот что пишет в своих «Записках» Семён Андреевич Порошин, воспитатель цесаревича (запись помечена осенью 1765 года): «Смотрели чертежи нововыезжего из чужих краёв нашего архитектора г. Баженова, которые подлинно хорошо расположены и вымышлены, и от всех присутствующих во многом числе дам и кавалеров общую похвалу получили», а чуть позже архитектор осматривал мыс и размышлял, «как бы там зачать строение». Однако сочинённая с размахом, по-баженовски, резиденция не соответствовала концепции Екатерины II в отношении наследника. Государыня не стремилась привлекать к нему особого внимания, поэтому тогда строительство так и не началось. Таинственно исчезли Большие чертежи, на которых Баженов представил свои проектные идеи. Однако исследователи высказывают надежду, что эти бумаги терпеливо ждут в какой-нибудь пыльной папке с неустановленными постройками в где-нибудь архиве или музее…

Следующее упоминание о предполагаемом строительстве дворца на Каменном острове оставил в своём письме, отправленном из российской столицы в начале 1776 года, французский дипломат барон Мари Даниель Буррэ де Корберон: «В двух верстах от Петербурга, на Неве, есть очень красивый остров, Каменноостровский. Великий князь, коему он принадлежит, собирается строиться на нём». Дворец строился неспешно, окончательно отделка интерьеров завершилась в 1784 году.

Долго не стихали споры об авторстве построенного здания, высказывалось мнение, что автором мог быть И.Е. Старов, строивший Таврический дворец… И вот осенью 2003 года в Государственный Эрмитаж из Италии прибыл П. Анджелини, который привёз несколько фотокопий с авторских чертежей Джакомо Кваренги, среди которых были два варианта фасадов Каменноостровского дворца из частной коллекции в Риме. Гость не знал, что это за сооружение, но специалисты Эрмитажа тут же разгадали ребус. Таким образом, понадобилось более двух веков, чтобы загадка авторства Каменноостровского дворца была разгадана, причём это произошло мистически случайным образом. Однако и сейчас высказываются сомнения относительно авторства этого строгого стройного здания...

После дворцового переворота, жертвой которого стал Павел I, Каменноостровский дворец становится одной из самых любимых резиденций сына убитого государя – императора Александра I. Молодой монарх был полон реформаторских планов, но обсуждать эти идеи публично было опасно – многие в высших кругах не желали никаких изменений. Поэтому государь обдумывал реформы в узком кругу друзей-единомышленников, составлявших так называемый Негласный комитет. Эта неофициальная «лаборатория» для подготовки преобразований состояла из четырёх «молодых друзей» императора, близких ему по возрасту, духу, взглядам – Николая Новосильцева, Павла Строганова, Адама Чарторыского и Виктора Кочубея. Возможно, для этих и подобных собраний в Каменноостровском дворце были проведены секретные строительные работы. Над вторым этажом западного жилого флигеля был надстроен третий этаж из четырёх комнат, расположенных вокруг светового дворика. В этих помещениях находился так называемый «верхний» кабинет Александра I с приёмной и комнатой для дежурного офицера. К комнатам были устроены две новые лестницы – со стороны дворцового дворика и деревянная узенькая лестница, соединяющая главный официальный кабинет государя на втором этаже с секретным на третьем. После завершения строительных работ все документы были уничтожены… Есть сведения, что в «верхнем» кабинете работал М.М. Сперанский, готовивший преобразование Российской империи в парламентскую монархию.

С Каменноостровским дворцом связана известная легенда о Медном всаднике. Во время нашествия в 1812 году «корсиканского чудовища» Наполеона Бонапарта Александр I жил здесь, на острове, и подумывал о том, чтобы вывезти памятник Петру Великому из города, дабы он не достался французам. Ситуация была действительно серьёзной. В начале сентября «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали, что в городе начаты приготовления «к вывозу нужных вещей… для заблаговременной предосторожности, предупреждая замерзание рек». Адъюнкт Педагогического института К.И. Арсеньев вспоминал: «С июня месяца исключительным предметом разговора было вторжение Наполеона в Россию. В каждый день можно было видеть огромные транспорты, отправляющиеся из Санкт-Петербурга сухопутно и водою в самые отдалённые части империи».

В те тревожные дни одному из петербуржцев, некоему майору Батурину приснился странный сон. Он увидел себя на Сенатской площади, стоящим в ночную пору перед статуей Петра I. Неожиданно лицо Медного всадника начинает обращаться к нему, царь съезжает с «Гром-камня» и тяжело скачет на Каменный остров, к дворцу, где живёт Александр I. Не веря своим глазам, император медленно выходит навстречу своему знаменитому предку. Основатель Петербурга вглядывается в лицо потомка медными очами, и глухо говорит ему, что пока кумир стоит на Сенатской площади, он будет охранять свой город, так что опасаться нечего. Встревоженный этим сном, Батурин добился приёма у князя А.Н. Голицына и рассказал ему всё. Голицын, сам бывший изрядным мистиком и сновидцем, поверил Батурину и передал его сон императору. Потому-то Медный всадник и остался на своём месте, несмотря на все волнения 1812 года… Литературоведы указывают на это предание как на один из возможных источников знаменитой сцены с Медным всадником в одноимённой стихотворной повести А.С. Пушкина.

Каменноостровский дворец таит и загадку последнего путешествия Александра I, из которого ему не суждено было вернуться живым. Здесь он провёл последнюю ночь перед отъездом. Что обдумывал тогда император? Эти тайны хранят стены Каменноостровского дворца… Последняя запись в камер-фурьерском журнале об Александре I относится к 1 сентября 1825 года: «В 6 часов утра государь император с Каменного острова один в коляске изволил прибыть в Царское Село. А оттуда в 15 минут 8-го часа его величество с генерал-адъютантом бароном Дибичем в коляске соблаговолил отсутствовать в предприявший путь в вояж по России и Таганрог». Вскоре к нему присоединилась жена, императрица Елизавета Алексеевна. Следом – дальнее путешествие, и возвращение монаршей четы в Петербург – но уже в гробах… Однако это совсем другая история.