Вилла для банкирши

«Невских островов очарование» – популярная велосипедная экскурсия проекта «Открытый город», захватывающая Каменный остров. Сегодня мы расскажем об одном из интересных особняков этого острова – даче банкирши Евгении Ардалионовны Криличевской (1-я Березовая аллея, 18).

Особняк Е.А. Криличевской. Дореволюционное фото. ЦГИА СПб.jpg

Особняк Е.А. Криличевской. Дореволюционное фото. ЦГИА СПб

Этот компактный двухэтажный особняк укрыт зеленью Каменного острова и глухим забором, а потому не сразу бросается в глаза. Глубокая аркада первого этажа воскрешает в памяти трёхарочную лоджию Ланци во Флоренции, созданную в XIV веке.

 Флоренция. Лоджия Ланци.jpg

Флоренция. Лоджия Ланци

Собранные воедино щелевидные окна противоположного фасада отсылают к завершенной строительством в 1913 году вилле мастера австрийского модерна Отто Вагнера в предместье Вены, у подножия горы Хюттельберг.

Вилла Отто Вагнера.jpg

Вилла Отто Вагнера

Особняк Е.А. Криличевской. Фото конца XX века.jpg

Особняк Е.А. Криличевской. Фото конца XX века

Участок на Каменном острове, о котором идет речь, в 1897 году взял у владельцев острова, герцогов Георгия и Михаила Мекленбург-Стрелицких и принцессы Елены Саксен-Альтенбургской, в долгосрочную аренду на 90 лет («в арендное содержание под выстройку дач») потомственный почётный гражданин, купец первой гильдии Иван Петрович Беликов, державший мануфактурную торговлю. Однако в 1906 году арендный договор по неизвестным причинам расторгли, и участок перешёл к жене коллежского асессора Анне Михайловне Сысоевой. В 1907 году гражданский инженер Владимир Васильевич Кралин построил по её заказу деревянную одноэтажную дачу на кирпичном основании – с высокой кровлей, огромным круглым окном в духе модерна, основательным бревенчатым крыльцом с фигурными колонками-балясинами. К даче уступом были пристроены деревянный с каменным брандмауэром служебный флигель для конюшни, каретника и дворницкой, а также «санитарная зона», состоящая из бетонных клозета («ретирадника») и помойной ямы.

План участка Е.А. Криличевской. 1914 г. ЦГИА СПб.jpg

План участка Е.А. Криличевской. 1914 г. ЦГИА СПб

В 1912 году Анна Сысоева передала свои арендные «права и обязанности» Евгении Ардалионовне Криличевской. Её муж, Михаил Александрович Криличевский, выпускник Санкт-Петербургского университета, уверенно поднимался по карьерной лестнице в банковской сфере – сначала был заместителем («товарищем») директора Русского для внешней торговли банка, вскоре занял директорское кресло этой финансово-кредитной организации. Прежние ещё совсем не старые постройки были снесены, и в 1914–1915 годах Николай Николаевич Верёвкин (последовательно окончивший Институт гражданских инженеров и Высшее художественное училище при Академии художеств, а потому носивший сразу два звания – гражданского инженера и художника-архитектора) построил существующий особняк. Едва строительство дачи-особняка было завершено, супруги, жившие ранее в шумном центре, на Большой Конюшеной, 19 (в доме, построенном Ф.И. Лидвалем), перебрались на постоянное жительство в свой утопавший в зелени каменноостровский дом.

Проект особняка Е.А. Криличевской. Фасад. 1914 г. ЦГИА СПб.jpg

Проект особняка Е.А. Криличевской. Фасад. 1914 г. ЦГИА СПб


Уютная дача-вилла была великолепно приспособлена для всесезонного обитания. Отделанное розовым песчаником здание украшено филёнками (заглубленными вертикальными панелями), заполненными скульптурным декором. Один из фасадов выделяется тройной аркадой, опирающейся на гранитные колонны. «Эта аркада, всегда глубоко затенённая и таинственная, объединяет два ризалита, архитектура которых подчёркнуто сдержанна, и это придаёт зданию облик, напоминающий итальянские виллы», – отмечает искусствовед Вера Витязева. Опирающаяся на аркаду открытая лоджия второго этажа ныне, к сожалению, застеклена, что лишает образ здания цельности.

Проект особняка Е.А. Криличевской. Планы этажей. 1914 г. ЦГИА СПб.jpg

Проект особняка Е.А. Криличевской. Планы этажей. 1914 г. ЦГИА СПб


Здание согревалось паровым отоплением, для чего в подвале устроили котельную и угольный склад. Из передней обитатели особняка попадали в просторный квадратный в плане холл, к которому на уровне первого этажа примыкали библиотека с кабинетом, гостиная и буфетная с «большой» столовой. Буфетная была рационально связана лифтом с помещавшейся над ней кухней. По второму этажу холла была проложена обходная галерея, куда, помимо кухни, выходили двери «малой» столовой, будуара, спальни и комнат для гостей. В гостевых помещениях была устроена ванная комната, что позволяло с комфортом разместить припозднившихся посетителей на ночь. Приём формирования пространства вокруг центрального холла был популярен в модерне, и подобные помещения можно встретить и в других петербургских особняках.

Особняк Е.А. Криличевской. Холл. Фото конца XX века.jpg

Особняк Е.А. Криличевской. Холл. Фото конца XX века


В советское время здание занимало проектное бюро, а с начала 1990-х годов здесь находится резиденция митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. В 2001 году особняк получил охранный статус памятника местного (регионального) значения.