«Я решил быть архитектором»: Борис Гиршович

В 2018 году исполняется 160 лет со дня рождения архитектора Бориса Ионовича Гиршовича, построившего один из интереснейших объектов «Открытого города» – дом Ю.Б. Бака (Кирочная ул., 24). Экскурсия в этот великолепный дом неизменно вызывает восторги посетителей. Вот лишь некоторые отзывы: «Никогда не думала, что в центре города находится такое нестандартное здание»; «Прекрасный дом. Очень жаль, что такие дома разрушаются и брошены на произвол. И очень радует, что есть люди, которым небезразлична их судьба. Спасибо им за это и за прекрасную экскурсию тоже!».

Борис Гиршович.jpg

Кем же был архитектор, построивший столь неординарный дом?

«Побыв в Академии художеств в течение шести лет и не оказав при всём своём старании никаких успехов по живописи, я пришёл к тому горестному убеждению, что идти по этому пути мне положительно невозможно, вследствие чего я, окончив научный курс по живописи, решил быть архитектором», – так писал в 1882 г. Борух Евнович (Борис Ионович) Гиршович, подавая прошение о допуске к экзаменам для поступления на архитектурное отделение Академии.

Б.И. Гиршович родился 23 августа 1858 г. в местечке Кореличи Новогрудского уезда Минской губернии в еврейской мещанской семье, учился в Виленской рисовальной школе, отличавшейся демократичностью: туда принимали молодежь независимо от этнической принадлежности, сословия и вероисповедания. Благодаря протекции уроженца Вильны скульптора М.М. Антокольского по окончании школы Гиршович оказался в Петербурге, в 1875 г. поступил в Академию художеств «вольнослушателем по скульптурной части», в 1878 г. перешёл на живописное отделение, а в 1882 г., как мы знаем – на архитектурное.

Несмотря на слабое здоровье, ещё в годы обучения Гиршович работал на постройке столичной синагоги в качестве помощника архитектора, а в 1886 г. блестяще закончил обучение и удостоился звания классного художника. Вскоре он женился, родилась дочь, и пришло время с головой погрузиться в работу.

Гиршович работал в разных стилях, но особенно часто применял «стиль Людовика XVI». Для этого художественного течения характерно использование мотивов раннего классицизма – мотивов русской и французской архитектуры конца 1750-х–1770-х гг. Ранний классицизм, сочетающий в себе черты классицизма и барокко, был близок и к традициям Ренессанса, и эта гибкость архитектурных мотивов привлекла Гиршовича.

Архитектор часто работал по заказам Санкт-Петербургской еврейской общины, к примеру, построил здание для ремесленного училища (ул. Декабристов, 42). В печати отмечалось передовое санитарно-техническое оснащение здания: все помещения «снабжены образцовыми вентиляцией и отоплением, освещаются электричеством и по объему воздуха, а также по доступу дневного света соответствуют вполне требованиям гигиены». Высокохудожественный облик в сочетании с новаторскими техническими и конструктивными приёмами – характерные черты творчества Гиршовича.

В 1896 г. Гиршович получил крупный и престижный заказ на проектирование и строительство Азовского коммерческого банка (Невский пр., 62). Современники по достоинству оценили новое банковское здание: отмечали удобство планировки, рациональное техническое оснащение здания и то, что лицевой фасад «в стиле французского возрождения, сработан из радомского песчаника», а не оштукатурен.

В 1899–1900 гг. Гиршович впервые строил дом для себя (ул. Писарева, 5). Оригинален фасад, не покрытый штукатуркой, а выложенный отделочным кирпичом. Парадная лестница освещалась верхним светом, под двором было оборудовано помещение для дров – так называемый подвесной двор на сводах, позволяющий максимально использовать площадь участка: подвалы были устроены не только под строениями, но и под незастроенной частью двора. В этом доме, в 13-комнатной квартире в третьем этаже, Б.И. Гиршович и прожил до конца своих дней.

В 1900 г. стартует строительство двух зданий (многоэтажного дома и уютного особняка), в образе которых сильно звучит барόчная тема. Они строились по заказу жены полковника О.В. Серебряковой. Особняк (наб. Кутузова, 22) выделяется в линии застройки высокой мансардной кровлей; развитый силуэт и крупномасштабность делают здание заметным акцентом в панорамах Невы. Строившийся одновременно с особняком доходный дом Серебряковой (ул. Чайковского, 24) напоминает дворец эпохи императрицы Елизаветы Петровны.

В 1904–1905 гг. Гиршович построил дом Бака, задуманный в духе модерна, но в ходе строительства трансформировавшийся, по словам историка архитектуры Б.М. Кирикова, в «модернизированную версию необарокко». Построенный в 1905–1907 гг. особняк М.В. Зива (Рижский пр., 29) носит черты северного модерна, а возведённый в 1908–1910 гг. собственный дом Б.И. Гиршовича (Рузовская ул., 19) соединяет черты модерна и нарождавшегося неоклассицизма.

Знаковое здание в формах неоклассицизма было построено Гиршовичем на главной городской улице в 1909–1910 гг. – Сибирский банк (Невский пр., 44). Главную роль в композиции фасада играет ордер – «строй пилястр и мощный антаблемент, горизонтальный разбег которых с трудом сдерживают слишком узкие ризалиты» (Б.М. Кириков).

Зодчий ушел из жизни 6 июля 1911 г., на 53-м году жизни, покинув жену и дочь, не пережив свою мать. Он успел сделать немало. В некрологе, написанном архитектором М.С. Лялевичем, отмечалось: «“Двадцать раз нарисовать и двадцать первый ещё переделать” – говаривал он своим сотрудникам, недоумевавшим, к чему он, собственно, стремится и чего ищет. А между тем, если вникнуть глубже в эти искания, если обобщить их, то перед нашими глазами предстанет некоторая цельная психология личности, инстинктивно сознававшей и верившей в художественное соответствие содержания и внешнего его выражения».