Зачем жница взобралась на башню?

В таких экскурсиях «Открытого города» как «Особняк А.Ф. Кельха», «Императорские конюшни», «Химеры архитектора Лишневского: Дом городских учреждений» красной нитью проходит готическая тема. Здания, построенные с использованием готических мотивов и деталей, всегда вызывают восторг, погружают нас в сказку. Один из таких ярких петербургских домов – доходный дом сельскохозяйственного товарищества прибалтийских дворянских имений «Помещик», построенный в 1911–1912 годах по проекту архитектора Якова Блувштейна (Измайловский пр., 16; 7-я Красноармейская ул., 30).

Дом товарищества «Помещик».jpg

Дом товарищества «Помещик»

Этот дом-исполин расположен на пересечении прямых как стрела магистралей петербургских Рот – такое название бытовало для района Измайловского проспекта и прилегающих улиц с начала правления императора Николая I. Рукой подать до Обводного канала с выходящими на него Балтийским и Варшавским вокзалами, недолго дойти до Троицкого Измайловского собора. Изначально угловая башня была завершена фонариком со шпилем. К сожалению, этот венчающий элемент до наших дней не сохранился.

Облик этого петербургского дома вызывает в памяти здание Орсагхаза – парламента Венгрии, строительство которого было завершено в Будапеште в 1904 году. Тот же гигантский купол в окружении ажурной готической аркады, то же богатство устремлённого вверх динамичного силуэта.

 Венгерский парламент.jpg

Венгерский парламент

Готические мотивы, берущие исток от средневековых соборов, воспроизведены на доме товарищества «Помещик» с предельной достоверностью. Здесь и навес-сень, под которым уютно располагается соответствующая миссии товарищества скульптура – «Жница, утирающая пот»; и стрельчатые окна; и инфернальные маски, как бы отгоняющие от здания злые силы. Средневековое настроение не покидает и в интерьерах. Отделка дверных панелей и оконных рам, рисунок лестничных ограждений и витражей – всё пронизано готикой.

Дом товарищества «Помещик». Проект угловой башни.jpg

Дом товарищества «Помещик». Проект угловой башни

Дом товарищества «Помещик». Скульптура «Жница, утирающая пот».jpg

Дом товарищества «Помещик». Скульптура «Жница, утирающая пот»

Почему для оформления петербургского доходного дома были избраны ярко выраженные, сходу бросающиеся в глаза готические мотивы?

 Дом товарищества «Помещик». Фасадная скульптура.jpg

Дом товарищества «Помещик». Фасадная скульптура

В литературе отмечается прямое влияние «готического» Дома городских учреждений на углу Вознесенского проспекта и Садовой улицы, построенного по проекту А.Л. Лишневского в 1904–1906 годах и находящегося на одной линии с домом «Помещика».

Дом городских учреждений в панораме города.jpg

Дом городских учреждений в панораме города

«Строитель этого здания [дома товарищества «Помещик»] откровенно подражал Лишневскому. Сходство явно прослеживается в трёхъярусном строении фасадов с чередованием тёмной штукатурки и светлого кирпича, в широком шаге эркеров и треугольных щипцов и, конечно, в композиции гранёной угловой башни, увенчанной высоким куполом» (Б.М. Кириков).

С другой стороны, прибалтийскому дворянству, объединившемуся в сельскохозяйственное товарищество, наверняка импонировали рыцарские истоки их родов. Не случайно на фасаде дома мы видим элемент герба Эстляндской губернии – три расположенных один над другим леопарда. Этот мотив берёт истоки в XIII веке, когда датский король Вальдемар II пожаловал Таллину такой герб. Сейчас эти древние леопарды – на гербе Эстонии.

Дом товарищества «Помещик». Фото начала XX в..jpg

Дом товарищества «Помещик». Фото начала XX в.

Готическая ностальгия, свойственная дому товарищества «Помещик», сочеталась с ультрасовременными техническими возможностями тогдашнего строительства: полые кирпичи из бетона («бетонитовые камни») для части стен, разнообразные отделочные материалы, водяное отопление. Не обошлось в доме без новомодного и приносящего немалые доходы развлечения – кинематографа. Сейчас, войдя во двор, мы увидим шестиэтажный флигель, окна нижнего этажа которого кажутся слишком высокими для жилых помещений. А раньше за этими окнами находилось фойе «большого кинематографа с эстрадой для дивертисмента», устроенного здесь в 1915 году и получившего название «Астория».

Проект кинематографа. План.jpg

Проект кинематографа. План

Проект кинематографа. Главный вход.jpg

Проект кинематографа. Главный вход

Сейчас и не поверишь, что унылая одноэтажная пристройка ранее играла роль парадного входа в кинематограф – великолепная ротонда, окруженная массивными дорическими колоннами, канула в Лету. Можно выдвинуть и другое предположение: в условиях военного времени задуманная античная отделка парадного входа попросту не была осуществлена...