Замурованные люди
Автобусная экскурсия «Открытого города», посвящённая творчеству архитектора А.Л. Лишневского, не обходит стороной дом в Апраксином пер., 4. Дом этот возвышается в самой что ни на есть торговой части города – у Апраксина рынка. Многоэтажное здание увенчано поднимающейся к облакам гранёной угловой башенкой с часами, высокие щипцы и ритмично расставленные узкие эркеры поддерживают вертикальное движение, и дом, кажется, вот-вот двинется вверх, начнёт расти, упрётся в небо... В 1912–1913 годах этот доходный дом с конторскими помещениями для Василия Корелина построил архитектор Александр Лишневский.
Дом В.В. Корелина
К началу строительства дома Корелина здесь находилось старинное трёхэтажное здание XIX века. Первый этаж представлял бесконечную аркаду, два верхних были прорезаны скромными прямоугольными окнами; здесь издавна находились склады и конторы. Василий Корелин, коммерсант, гласный (депутат) Санкт-Петербургской городской думы, назначение здания менять не стал, но велел Лишневскому расширить постройку, при этом сохранив прежние стены.
Поначалу Лишневский предполагал оформить дом в античном духе. На чертежах мощная дорическая аркада-галерея уводит вдаль, в глубину скромного по размерам двора, а на углу дома возвышается башенка-бельведер, похожая на древнеримский храм с портиками на все четыре стороны. В натуре здание радикально изменило имидж. Греческие колонны проезда стали гранёными романскими столбами, по сторонам проездной арки примостились популярные в северном модерне совы.
Декорируя фасады, Лишневский применил весьма примечательную скульптуру. Многочисленные эркеры поддерживаются бородатыми маскаронами с колоритными выражениями лиц, а на их шеях удобно разместились мальчуганы-путти – вот, наверное, воплощение в скульптуре понятия «сидеть на шее у родителей»! На фасаде можно встретить мужчин и женщин в античных одеяниях, маскароны, похожие на довольные лица ухмыляющихся ростовщиков, растительный орнамент. Пилястры поддерживаются привставшими на одно колено обнажёнными атлантами, а под карнизом колышутся бороды и усы загадочных старцев с высунутыми языками…
Дом В.В. Корелина. Деталь фасада
Что побудило архитектора в последний момент отринуть благородство неоклассики и кардинально переработать проект, добавив ему гротескные черты? Это остается за кадром, но ясно, что зодчий мастерски совершил этот переход – здание получилось ярким, эпатажным, запоминающимся.
Дом В.В. Корелина. Деталь фасада
Строительство не обошлось без скандала. Летом 1913 года на страницы столичных газет выплеснулась история, в эпицентре которой оказались домовладелец и перестраивавший здание Лишневский. Оказалось, что у некоторых арендаторов магазинов и складов, обитавших в назначенных к перестройке зданиях, к началу строительных работ ещё не истекли контракты, и они наотрез отказались съезжать. Домовладелец, судя по всему – тёртый калач, сначала, видно, пытался договориться с принципиальными торговцами «по-хорошему». Этот ход не сработал, и тогда Корелин дал команду Лишневскому отключить водопровод, демонтировать лестницы, снять крышу, обрезать электричество – и начать строительные работы. Видя, что дело принимает острый оборот, коммерсанты закрыли магазины, но не успели оперативно эвакуировать своё имущество. Когда Лишневский начал разбирать конструкции, из нижних этажей ещё не были окончательно выведены склады магазинов, и товар оказался непоправимо повреждён строительной пылью и дождями.
Служащие, замурованные в доме В.В. Корелина
Складские работники, стремясь защитить хозяйское добро, даже пытались препятствовать рабочим, и между сторонами «едва не разгорелась кровавая свалка». Кроме того, сторожа, отказавшиеся оставлять свои посты, оказались замурованными на складах: строители (вероятно, в целях безопасности) заложили дверные проёмы, ведущие в эпицентр работ. «Заложники» выбрались из западни с большим трудом и не без риска. Один из торговцев подал на домовладельца и архитектора в суд, однако работы это не остановило, и дом был достроен.
Сейчас здание состоит в списке выявленных объектов истории и культуры. Дом радует глаз отреставрированными недавно фасадами, деревянными дверьми с мелкой расстекловкой, стрельчатыми арками проходов и старинной напольной плиткой, на которой даже сохранилась реклама одной из инженерных контор тогдашнего Петербурга.