Аничков дворец
Аничков дворец – одно из старейших зданий Санкт-Петербурга. Он по праву считается одним из самых выдающихся памятников дворцовой архитектуры Санкт-Петербурга XVIII века. Проект дворца летом 1741 года составил М.Г. Земцов, началось строительство, но работы продвигались неспешно. После смерти Земцова в 1743 году работы продолжил Г.Д. Дмитриев (умер в 1746 году), успевший возвести стены до карниза. Завершил постройку в 1754 году Ф.-Б. Растрелли, который внёс в проект некоторые изменения – заменил проектные высокие фигурные финименты на боковых ризалитах крупными гранёными куполами.
В плане здание напоминает букву «Н». Корпуса дворца были разной высоты, что придавало силуэту зданию живописность, динамику. Главный фасад выходит на набережную реки Фонтанки, и к стенам дворца можно было добраться водным путём, для чего была устроена специальная гавань. Обширный регулярный сад с прудом, крытыми галереями, беседками простирался до нынешней Садовой улицы. Фасады дворца были отделаны в духе «елизаветинского барокко» – с витиеватыми наличниками и декоративными деталями, балюстрадами, декоративными вазами. По словам Якова Штелина, современника строительства, Аничков дворец «полон резной и скульптурной работы внутри и снаружи».
Дворец сначала принадлежал графу А.Г. Разумовскому, тайному супругу императрицы Елизаветы Петровны, затем достался Г.А. Потёмкину, фавориту Екатерины II, для которого здание в духе модного тогда раннего классицизма перестроил архитектор И.Е. Старов. В результате этих переделок дворец лишился живописного разнообразия, приобрёл современный вид – с едиными по высоте объёмами, монотонным декором.
Дворец не раз менял владельцев, интерьеры многократно переделывались, здесь работали многие архитекторы. От первоначального замысла сохранились только две параллельные анфилады, но от богатой отделки в стиле барокко ничего не осталось.
С начала XIX века Аничков дворец служил резиденцией членов императорской семьи, в его стенах проводились пышные официальные приёмы, блистательные придворные балы и маскарады. В 1918 году здесь открылся Музей города, а в 1937 году – Дворец пионеров. Старинный дворец и по сей день служит детям: ныне в здании находится Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных.
Анфилада (от франц. "по нитке") – ряд помещений, расположенных вдоль одной оси. Дверные проёмы анфилады позволяют просматривать её насквозь. |
Ризалит (от итал. "выступ") – часть здания, выступающая за линию фасада. |
Финимент – в архитектуре барокко сложное фигурное завершение стены. |
Регулярный сад – сад с регулярной симметричной планировкой: прямые аллеи, цветники и бассейны правильной формы, деревья и кустарники постриженные в виде геометрических фигур. |