Доходный дом А.Н. Перцова
Обширный жилой комплекс был создан по замыслу гражданского инженера А.Н.Перцова, который инициировал архитектурный конкурс на застройку этого принадлежавшего ему участка. Приступили к строительству лишь через несколько лет после подведения итогов соревнования. Заказ на эту выгодную постройку, обошедшуюся в 5 млн. рублей, получил один из участников конкурса – С.П.Галензовский, использовавший для составления рабочего проекта наработки своих коллег-конкурентов. Это не являлось, как мы сказали бы сейчас, плагиатом: премированные конкурсные работы поступали в собственность заказчика, который выплачивал авторам денежные вознаграждения, тем самым как бы «покупая» идею.
Глубокий узкий двор-курдонёр дома Перцова играет роль малой тупиковой улицы. Создание подобных проездов, способствовавших оздоровлению жилищ, насыщению их, по выражению того времени, «светом и воздухом», становилось хорошим тоном в петербургском строительстве эпохи модерна. Однако эти популярные и столь необходимые столице-мегаполису нововведения практически никак не подталкивались юридически: строительное законодательство позволяло застраивать участки очень плотно.
Дом Перцова – яркий образец зрелого петербургского модерна. Монументальные корпуса, обращённые к проспекту, схожи по архитектурным массам, но различаются нюансами. По-разному скомбинированные эркеры и балконы придают фасадам характерную для модерна динамику. Свойственен модерну и лепной растительный декор, причудливо распластанный по фасадам. Лепные рельефы выполнены 1-ой Санкт-Петербургской артелью скульптурно-лепного производства при участии модельщика А.Е.Громова, плодотворно работавшего и в советское время. Поначалу архитектор планировал облицевать верхние этажи отделочным кирпичом, что добавило бы фасадам яркости, живописности, однако в итоге остановились на штукатурной облицовке.
Со стороны Московского вокзала взгляды притягивают брандмауэры дома Перцова. По словам историка архитектуры Б.М.Кирикова, брандмауэры способны вызвать противоречивые эмоции: «Они будоражат воображение, завораживают своей загадочностью или же вызывают резкое отторжение и подавляют, угнетают зрителя».
Куроднёр (франц. "двор чести") – открытый парадный двор перед зданием. |
Эркер (нем. "выступ") – закрытый балкон, выступ с окнами на стене здания. |
Брандмауэр (нем. "огонь" и "стена") – глухая высокая стена без окон, защищает от огня при пожаре на соседнем участке. |