Дом И.В. Пашкова (Департамента уделов)
Дом И.В. Пашкова (Департамента уделов)
Дом И.В. Пашкова (Департамента уделов)
Дом И.В. Пашкова (Департамента уделов)
Дом И.В. Пашкова (Департамента уделов)
Дом И.В. Пашкова (Департамента уделов)
Дом И.В. Пашкова (Департамента уделов)
Дом И.В. Пашкова (Департамента уделов)
Дом И.В. Пашкова (Департамента уделов)
Дом И.В. Пашкова (Департамента уделов)
Дом И.В. Пашкова (Департамента уделов)
Дом И.В. Пашкова (Департамента уделов)
Дом И.В. Пашкова (Департамента уделов)
Дом И.В. Пашкова (Департамента уделов) Дом И.В. Пашкова (Департамента уделов) Дом И.В. Пашкова (Департамента уделов) Дом И.В. Пашкова (Департамента уделов) Дом И.В. Пашкова (Департамента уделов) Дом И.В. Пашкова (Департамента уделов) Дом И.В. Пашкова (Департамента уделов) Дом И.В. Пашкова (Департамента уделов) Дом И.В. Пашкова (Департамента уделов) Дом И.В. Пашкова (Департамента уделов) Дом И.В. Пашкова (Департамента уделов) Дом И.В. Пашкова (Департамента уделов) Дом И.В. Пашкова (Департамента уделов)

Дом И.В. Пашкова (Департамента уделов)

Адрес Дом И.В. Пашкова (Департамента уделов) Литейный пр., д. 39
Годы постройки: 1841–1844
Архитектор: Г.Э. Боссе

Дом, построенный для отставного штаб-ротмистра Ивана Васильевича Пашкова, примечателен во многих отношениях. Это самый ранний из особняков работы архитектора Гаральда Эрнестовича Боссе, сохранившийся до нашего времени в неизменном виде – как внешне, так и в интерьерах. Представительное здание с «греческим портиком», решённое в переходном стиле, соединяющем элементы классицизма и неоренессанса, исследователи называют «визитной карточкой зодчего». Греческую тему здесь яснее всего представляют фигуры кариатид, установленные на пилонах перед входом и поддерживающие балкон второго этажа.

Дом Пашкова историческое фото.jpg

На главном фасаде дома применены ренессансные «брамантовы» окна и руст. Впервые в петербургской архитектуре для декоративного оформления здания было использовано сочетание открытой кирпичной кладки и светлых штукатурных деталей отделки, что явилось, по словам А.Л. Пунина, интересным и рациональным художественным новшеством, знаменующим начало движения к «кирпичному стилю», который распространился в архитектуре лишь в последней трети XIX века.

В планировке особняка сочетаются анфиладная схема и рациональная группировка помещений вокруг внутреннего двора. По сторонам вестибюля, расположенного в центре главного корпуса, располагались две квартиры для сдачи внаём. Бельэтаж занимали парадные залы и комнаты владельца. Ряд гостиных с окнами на Литейный проспект завершался двусветным Танцевальным залом. В оформлении интерьеров, как и на фасаде, преобладали греко-ренессансные мотивы. В некоторых помещениях применён ордер – например, на Парадной лестнице использованы изящные ионические и коринфские колонны. В Бильярдной сохранилась первоначальная роспись фриза и потолка в «помпейском стиле». Одна из гостиных бельэтажа оформлена в стиле рококо с золочёными украшениями плафона, камина и двери. В доме были помещения, отделанные в «византийском» и «мавританском» стилях.

Владельцы и арендаторы особняка менялись. Он сдавался Благородному танцевальному собранию, а в 1857 году был приобретён казной для Департамента уделов. С начала XX века вестибюль охраняют две гипсовые фигуры в натуральную величину – «Зубр шагающий» (скульптор Р.Р. Бах) и «Зубр мычащий» (скульптор Г.Р. Залеман).

Прошедшие события

События не найдены.