Дом Н.П. Румянцева (Е.Л. Кочубея)
В 1720–1730-е годы на этом сквозном участке, принадлежавшем тогда М.В. Голицину, был построен двухэтажный с мезонином каменный дом, оформленный в стилистике раннего барокко. Въезд во двор был устроен с Галерной улицы, поэтому крыльца на Английскую набережную не было. В течение XVIII века дом перестраивался, фасад переделывался сначала в духе раннего классицизма, затем центральную часть корпуса по набережной акцентировали четырёхколонным портиком.
В 1802 году дом приобрёл Н.П. Румянцев – чиновник, дипломат, меценат, коллекционер, разместивший в доме своё богатейшее собрание древних рукописей, исторических актов, старопечатных книг, монет, минералов, произведений искусства. Н.П. Румянцев завещал дом и коллекцию казне с целью устройства здесь публичного музея.
В 1820-е годы, после смерти Н.П. Румянцева, архитектор В.А. Глинка обогатил фасад величественным двенадцатиколонным портиком с треугольным фронтоном. В тимпане фронтона поместили многофигурный горельеф «Аполлон на Парнасе», выполненный скульптором И.П. Мартосом. Также между вторым и третьим этажами был установлен широкий фриз с фигурами путти и гирляндами. Портик зримо выделил здание в застройке набережной, а скульптурное убранство раскрыло назначение здания, в котором в 1831 году открылся Румянцевский музей. В 1861 году коллекция была переведена в Москву, а дом продали редактору газеты «Сын Отечества» А.В. Старчевскому, по заказу которого в 1863–1865 годах архитектор И.-А. Цим перестроил корпуса, выходившие на Галерную улицу, но не тронул фасад по набережной.
В 1882–1886 годах архитектор А.А. Степанов по заказу новой владелицы, З.Д. Богарне, пристроил к фасаду по набережной каменный подъезд, обогатил первый этаж рустом и замковыми камнями. Значительным переделкам подверглись интерьеры, решённые в разных исторических стилях. В 1899 году дом унаследовал внук З.Д. Богарне, шестилетний Е.Л. Кочубей, но переделок здесь до 1917 года больше не было.
В 1938 году здание было передано Музею истории и развития Ленинграда. Начатая реконструкция завершилась после Великой Отечественной войны, в 1946–1953 годах; тогда разобрали пристроенный к главному фасаду подъезд, и величественный портик снова заиграл в полную силу.