Мариинский дворец
Мариинский дворец
Мариинский дворец
Мариинский дворец
Мариинский дворец
Мариинский дворец
Мариинский дворец
Мариинский дворец
Мариинский дворец
Мариинский дворец
Мариинский дворец
Мариинский дворец
Мариинский дворец Мариинский дворец Мариинский дворец Мариинский дворец Мариинский дворец Мариинский дворец Мариинский дворец Мариинский дворец Мариинский дворец Мариинский дворец Мариинский дворец Мариинский дворец

Мариинский дворец

Адрес Мариинский дворец Исаакиевская пл., д. 6
Годы постройки: 1839– 1844
Архитектор: А.И. Штакеншнейдер
Дворец великой княгини Марии Николаевны (Мариинский дворец) возле Синего моста через Мойку, ограничивающий Исаакиевскую площадь с юга, с полным правом отнесён к выдающимся памятникам архитектуры и истории. Это первое крупное произведение молодого тогда зодчего Андрея Штакеншнейдера знаменовало утверждение в России нового архитектурного стиля, пришедшего на смену классицизму - эклектики, предполагавшей использование мотивов всех исторических стилей прошлого, а также применение новых строительных материалов и конструкций, появившихся к середине XIX века.

Однако в ранней эклектике всё ещё заметны черты классицизма. Мариинский дворец был свадебным подарком императора Николая I своей дочери, вышедшей за герцога Максимилиана Лейхтенбергского.

При строительстве Мариинского дворца Штакеншнейдер рационально использовал часть стен и фундамента существовавшего здесь с первых лет правления Екатерины II дворца Чернышёва. По тем временам создание Мариинского дворца можно назвать ударной стройкой - всего 5 лет понадобилось для возведения обширного и богато отделанного здания. Главный дворцовый фасад симметричен.

Три выступа (ризалита) поставлены согласно правилам классицизма. В центре - широкий, с могучей аркадой-проездом и массивной венчающей стенкой-аттиком над карнизом. По бокам - подчинённые центру узкие выступы, увенчанные треугольными фронтонами. Стены украшены колоннами и пилястрами, поставленными на обработанный глубоким "бриллиантовым" рустом первый этаж.

Для отделки фасада вместо штукатурки использован местный относительно недорогой камень - песчаник, который не требует ежегодного ремонта. Штакеншнейдер лично ездил на разработки и следил за качеством поставляемого камня. При оформлении фасадов был широко использован металл: вазы на балюстраде и канделябры на главном подъезде из цинка, зонтики из чугуна. Из металла были сделаны и перекрытия дворца - тем самым здание было сделано безопасным в пожарном отношении.

Необычна планировка дворца. Анфилада парадных залов развёрнута не вдоль главного фасада, как это обычно практиковалось, а перпендикулярно этому фасаду по центральной оси здания - так, как в XVIII веке поставил главную анфиладу Таврического дворца архитектор И.Е. Старов. Парадные залы Мариинского дворца собраны вокруг ротонды, связывающей их в единый компактный комплекс.

Удобно расположены и лестницы, одна из которых связывает жилые и служебные помещения, минуя парадные залы. Во дворце в связи с состоянием здоровья владелицы был устроен специальный пологий спуск - пандус, по которому можно легко подниматься во все этажи или катить кресло. Для освещения некоторых помещений были созданы стеклянные потолки. Отделка помещений дворца отличается богатством и разнообразием художественных стилей. Здесь и колоннады, и золочёная лепка, и мозаика, и мрамор... Во дворце был зимний сад, где росли пальмы, бил фонтан.

Со вселением новобрачных во дворец в столице появился новый центр великосветской жизни, в Мариинском дворце часто бывали члены августейшей фамилии. Супруги играли заметную роль в государственной жизни Российской империи. Оба последовательно занимали пост президента Академии художеств. Максимилиан, обладавший обширными познаниями в области естественных наук, открыл первое в России гальванопластическое предприятие, на котором методом электролиза изготовлялись металлическая скульптура.

Потомки первых хозяев не смогли содержать дворец, и в 1884 году он был продан в казну и приспособлен для работы Государственного совета, для которого в 1907-1908 годах архитектор Л.Н. Бенуа на месте зимнего сада создал зал заседаний.

После 1917 года дворец занимали различные учреждения, во время Великой Отечественной войны здесь размещался штаб народного ополчения и госпиталь. Здание пострадало от вражеских бомбёжек и артобстрелов, было отреставрировано, здесь стал заседать Ленсовет.

Сейчас в Маринском дворце работает Законодательное собрание Санкт-Петербурга. В то же время в исторических интерьерах часто проводятся различные конференции, симпозиумы, съезды различного уровня; устраиваются выставки, концерты, торжественные церемонии.

Ближайшие события

События не найдены.

Прошедшие события

События не найдены.