Собор Воскресения Христова (Смольный собор)
Площадь перед Смольным монастырем, в центре которого возвышается величественный собор, по праву носит имя зодчего, создавшего этот величайший шедевр высокого (или «елизаветинского») барокко. Строительство началось по заказу императрицы Елизаветы Петровны, которая намеривалась в старости удалиться в монастырь, и постройка должна была соответствовать статусу предполагаемой монахини.
Собор возносится над городом на высоту 94 метра, но перед ним задумывалась еще более грандиозная колокольня, которая должна была стать самым высоким сооружением Петербурга – 140 метров! Августейшая заказчица умерла в конце 1761 года, и колокольня осталась в проекте. Сейчас задуманный облик монастыря с колокольней (макет) можно увидеть в музее Академии художеств.
«Композиция собора пронизана вертикальной динамикой. Массы его словно пульсируют, объемы пластичны, почти скульптурны», – отмечает историк архитектуры Б.М. Кириков. Архитектор обогатил фасады многочисленными колоннами, поставленными попарно или собранными в пучки. К мощному центральному куполу на высоком барабане как бы прижимаются четыре башенки-колокольни – Растрелли создал свою версию традиционного русского пятиглавия. Расположенный у крутой излучины Невы, собор господствует в панораме реки.
Внутреннее убранство храма не создавалось из-за нехватки средств. Окна храма заделали деревянными ставнями, постройку надолго законсервировали. Интерьеры собора создавались уже в другую эпоху, в 1832–1835 годах, по проекту архитектора В.П. Стасова.