Жилой комплекс Бассейного товарищества собственников квартир
                            Годы постройки:                            1912–1914, 1927                        
                                                    
                        Архитекторы:                        А.И. Зазерский, Э.Ф. Виррих, А.Ф. Бубырь , Н.В. Васильев, Е.А. Левинсон                    
                            
        Этот обширный жилой комплекс – самый значительный опыт кооперативного строительства в дореволюционном Петербурге. По словам убеждённого сторонника кооперативного домостроения, гражданского инженера А.И. Зазерского, устройство собственного, а не наёмного жилья на средства коллективного заказчика могло помочь «избавиться от квартирной нужды», во многом вызванной тем, «что дело постройки жилых домов находится всецело в руках капиталистов, а не лиц, непосредственно нуждающихся в квартире». Зазерский выступил не только в роли инициатора этого строительства, но и в роли одного из учредителей Бассейного товарищества, а также архитектора-проектировщика.
Жилой комплекс составлен из нескольких многоэтажных корпусов, расположенных по сторонам внутриквартального Г-образного проезда, который называли «собственной улицей». В месте её излома устроен озеленённый сквер, предназначавшийся для детских игр. Один из входящих в состав комплекса домов поделён изнутри крестообразно поставленными корпусами на четыре двора. Посередине, на скрещении ветвей креста, рационально размещён лестнично-лифтовой узел, который обслуживает по 8 квартир в каждом этаже.
К 1914 году достроить жилой комплекс не успели. Первая мировая война, последовавшие революционные события и Гражданская война надолго прервали процесс строительства. Корпуса по Фонтанной ул. и Виленскому пер. достраивались в упрощённом варианте уже в 1927 году архитектором Е.А. Левинсоном.
 
Фасады домов Бассейного товарищества в ходе строительства были кардинально изменены по сравнению с проектным предложением и получили экспрессивное оформление в духе северного модерна. Искусствоведы уверенно говорят, что художественный строй фасадов жилого комплекса чрезвычайно близок манере Н.В. Васильева и А.Ф. Бубыря, поборников северного модерна, но документально их участие в строительстве не подтверждается.
Главные элементы фасадов – эркеры, балконы и щипцы – связаны в единую систему. Смелый сдвиг объёмов, сложные сочетания фрагментов кровли, как бы наползающих друг на друга, энергично поднимающиеся щипцы – все эти элементы придают фасадам пластичность и визуальную динамику.
 
Важную роль в композиции фасадов играет скульптурные рельефы, сюжеты которых вызывают ассоциации с древневосточными, античными и средневековыми мотивами. Все изображения выдержаны в обобщённой манере, подчинены плоскости фасадов, жёстко вкомпонованы в прямоугольники. К сожалению, авторство этой оригинальной скульптуры не установлено.
Жилой комплекс, родившийся как дом Бассейного товарищества собственников квартир, вот уже более века не изменяет функции, заданной ему при рождении, по-прежнему «работает» жилищем для горожан.
	
Жилой комплекс составлен из нескольких многоэтажных корпусов, расположенных по сторонам внутриквартального Г-образного проезда, который называли «собственной улицей». В месте её излома устроен озеленённый сквер, предназначавшийся для детских игр. Один из входящих в состав комплекса домов поделён изнутри крестообразно поставленными корпусами на четыре двора. Посередине, на скрещении ветвей креста, рационально размещён лестнично-лифтовой узел, который обслуживает по 8 квартир в каждом этаже.
	
К 1914 году достроить жилой комплекс не успели. Первая мировая война, последовавшие революционные события и Гражданская война надолго прервали процесс строительства. Корпуса по Фонтанной ул. и Виленскому пер. достраивались в упрощённом варианте уже в 1927 году архитектором Е.А. Левинсоном.
Фасады домов Бассейного товарищества в ходе строительства были кардинально изменены по сравнению с проектным предложением и получили экспрессивное оформление в духе северного модерна. Искусствоведы уверенно говорят, что художественный строй фасадов жилого комплекса чрезвычайно близок манере Н.В. Васильева и А.Ф. Бубыря, поборников северного модерна, но документально их участие в строительстве не подтверждается.
	
Главные элементы фасадов – эркеры, балконы и щипцы – связаны в единую систему. Смелый сдвиг объёмов, сложные сочетания фрагментов кровли, как бы наползающих друг на друга, энергично поднимающиеся щипцы – все эти элементы придают фасадам пластичность и визуальную динамику.
Важную роль в композиции фасадов играет скульптурные рельефы, сюжеты которых вызывают ассоциации с древневосточными, античными и средневековыми мотивами. Все изображения выдержаны в обобщённой манере, подчинены плоскости фасадов, жёстко вкомпонованы в прямоугольники. К сожалению, авторство этой оригинальной скульптуры не установлено.
	
Жилой комплекс, родившийся как дом Бассейного товарищества собственников квартир, вот уже более века не изменяет функции, заданной ему при рождении, по-прежнему «работает» жилищем для горожан.
Ближайшие события
            События не найдены.
        
    Прошедшие события
            События не найдены.