Отреставрированный витраж из доходного дома Мироненко будет выставлен в музее ВООПИК

16.10.2023

6 октября в Санкт-Петербургском городском отделении ВООПИК состоялась презентация отреставрированного витража, находившегося ранее в доходном доме Мироненко (Тележная ул., 13). С 1906 года он украшал двухстворчатое лестничное окно доходного дома на Тележной улице. В 2010-х пропал в ходе замены окон дома на стеклопакеты. Более десяти лет о витраже не было ничего известно. Обнаружили его в 2022 году: с куратором проекта «Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация» Татьяной Княжицкой связалась жительница Петербурга. Она сообщила, что витраж ей передали друзья, которые нашли его около емкостей для сбора мусора в Петроградском районе много лет назад. После переговоров петербурженка согласилась передать находку в дар Петербургскому центру культурного наследия имени академика Б.Б. Пиотровского.

витраж2.jpg

Витраж в аварийном состоянии с утратами и многочисленными повреждениями был направлен на реставрацию в мастерские Российского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова в Москве. Так как большая часть стекол витража была подлинная, работа над их восстановлением шла долго и кропотливо.

Реставратор, витражист Ольга Мельниченко:

— Витраж на реставрацию поступил с выпавшими стёклами, часть которых была утрачена. Из-за грязевых наслоений был непонятен цвет стёкол, примерно четверть витража была раскрашена гуашью. Для того, чтобы смываемая краска не попадала в трещины, пришлось действовать очень медленно, контролируя каждый миллиметр. Половину времени реставрации витража заняло удаление загрязнений. Также мы долго не могли определиться с цветом кабошона. На всех ранних фото витража он утрачен. Я изучала аналоги, все витражи с кабошонами, которые есть в доступе, и фото. Посоветовавшись с педагогами, мы решили сделать кабошон светло-жёлтого цвета.

Куратор проекта «Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация» Татьяна Княжицкая:

— Этот витраж — характерный образец того времени. В редких случаях, когда интерьер был эксклюзивным, разработку витража мог делать архитектор. В случае с доходными домами это была массовая продукция, которую заказывали по каталогам. В Петербурге в те годы работало около двадцати витражных мастерских. Самой крупной из них была мастерская братьев Франк. Приписать этот витраж к конкретной мастерской я не рискну, потому что материалы на петербургском рынке были одни и те же, поэтому по стеклам нельзя сказать точно.

Председатель Петербургского отделения ВООПИК Антон Иванов:

— Сегодня нашей встречей мы напоминаем о необходимости сохранения очень важной и интересной составляющей петербургского наследия — витражного наследия. Наши архитектурные памятники и каждая их составляющая, в том числе и витражи, — это бесценный элемент Петербурга, часть его кода. Сейчас мы готовимся к корректировке экспозиции «История движения в защиту Петербурга», и я думаю, что к середине следующего года спасенный и отреставрированный витраж займет свое место в нашем музее.

витраж3.jpg

После реставрации стекла, как и сто лет назад, преломляют свет и искрятся. Витраж укреплен по периметру устойчивым латунным профилем. Для исключения провисания продублирован с оборотной стороны прозрачным стеклом с зазорами, чтобы исключить образование конденсата. Согласно принципам музейной реставрации, заметны следы реставрационного вмешательства: вставленные современные стекла на тон светлее оригинальных. В дальнейшем витраж предстоит подготовить к экспонированию в музее ВООПИК: будет выполнена окантовка и сделан подвес.


ПФКИ_Лого-04.png