Крылатые стражи Пантелеймоновского моста

Самокатная экскурсия «Открытого города» по Соляному городку проходит у самого Летнего сада, на фоне зелёного моря которого выделяются золочёные детали Пантелеймоновского моста. Нынешний изящный мост построен в 1907–1908 годах на месте чарующего своей красотой и необычностью Цепного (Пантелеймоновского) моста, разобранного вслед за обрушением в 1905 году его «собрата» – Египетского моста. Тогда искусствовед В.Я. Курбатов с горечью писал, что «петербуржцы совершенно не приметили красоты этого лёгкого сооружения, и совершенно незаметно» превратили Цепной мост «в кучу мусора».

Пришедший на смену Цепному мосту новый металлический Пантелеймоновский мост арочной системы был разработан инженером А.П. Пшеницким, а оформление переправы создавал архитектор Л.А. Ильин. Руководил строительством моста инженер А.А. Рейнеко, в строительстве принимали участие безработные, которых городские власти задействовали на строительстве с целью разрядить острую социальную обстановку того времени.

26 июня 1908 года мост был испытан. В 10 часов утра со стороны Пантелеймоновской улицы на мост рысью вогнали десять троек лошадей-тяжеловесов, тащивших груз общим весом в тысячу пудов (16 тонн). Испытание показало высокую прочность конструкции – прогиб составил всего 3,5 мм. На третий день по мосту открыли движение. Как водится, были произнесены соответствующие речи, разрезаны ленточки. Участвовавшие в строительстве моста безработные, собравшиеся на торжество, ожидали, что «представитель города скажет что-нибудь о безработных, усилиями которых построен мост», однако «исправлявший обязанности» городского головы Д.И. Дёмкин был предельно немногословен: «Мост выстроен иждивением городского общественного управления». Видно, не хотел представитель власти лишний раз напоминать о безработице во вверенном ему столичном городе…

Торжественная часть была завершена, по переправе прошла пожарная машина, «усердно поливавшая настил моста», и вот транспорт и пешеходы потянулись через новый мост.

Мост открыли, но отделка его затянулась аж до лета 1914 года. Сначала были установлены временные деревянные перила, позже заменённые металлическими. Декор моста создавался по образцам классицизма – древнеримские щиты, мечи, ликторские пучки, львиные маски. Значительную роль в отделке переправы должны были играть золочёные двуглавые орлы, усевшиеся на мостовых фонарях.

Декор создавала фирма «Карл Винклер». И вот в конце мая 1914 года, когда отделочные работы близились к завершению, по Петербургу распространилась сенсационная новость: со склада фирмы на Васильевском острове украдены бронзовые мостовые украшения, и среди них – «литой орёл весом около 5 пудов [80 кг. – А.Ч.]! Бронзовая птица о двух головах была уже совершенно готова, и вот накануне установки она «улетела» в неизвестном направлении.

Извещённая о пропаже полиция сработала оперативно. След привёл в находившийся здесь же, на Васильевском острове, тряпичный склад Ивана Смирнова – оказалось, орёл «залетел» под кучу тряпья. Тряпичник на голубом глазу заявил, что нашёл птицу у ворот своего дома, подумал – не пропадать же добру, и спрятал находку у себя. Выяснить, кто «приделал ноги» увесистому орлу, так и не удалось. Может и правда, похитители не сдюжили и бросили непосильный груз у ворот тряпичного склада? Как знать… Важно, что в итоге орёл-путешественник всё же занял своё законное место на фонаре у Пантелеймоновского моста…