Пентхаус на Широкой

«Демоны и ангелы архитектора Лишневского» – автобусная экскурсия «Открытого города», в ходе которой, конечно, невозможно осмотреть все дома, построенные этим зодчим за 40 лет его работы в городе на Неве. Одно из интересных зданий, оставшихся «за кадром» – собственный дом Александра Лишневского на Широкой улице (современный адрес: ул. Ленина, 41; Полозова ул., 28).

Наш современник, историк архитектуры В.Г. Лисовский, повествуя об этом петербургском многоэтажном доме, корпуса которого обращены на параллельные магистрали, пишет: «Выходы на улицы из просторного двора архитектор оформил грандиозными арками, в решении которых можно ощутить прямо-таки пиранезиевскую мощь». Действительно, могучие арки заставляют вспомнить офорты уроженца Венеции Д.-Б. Пиранези, творившего в XVIII веке. Дом Лишневского, архитектурный строй которого как бы воспроизводит в камне образы с офортов знаменитого венецианца, был построен в 1912–1913 гг. самим домовладельцем-архитектором при участии С.Я. Турковского.

Купив этот скудно застроенный участок летом 1912 года, Лишневский сразу же затевает здесь масштабное строительство. Сначала, сломав старые деревянные «домишки», домовладелец собирался построить всего лишь «каменный 3-эт. с нежилым подвалом флигель», но вскоре составил проект более крупного здания – на всю площадь участка. Проектный чертёж, который обязательно должен был быть подан в Городскую управу (городское правительство) для получения разрешения на строительство этого 6-эт. дома, видимо, не сохранился – он отсутствует в соответствующем архивном деле. Тем не менее, другие документы позволяют точно датировать время составления проекта: 14 августа 1912 г.

Судя по документам, в работе над проектом Лишневскому помогал архитектор Абрам Лейбович Берлин – постоянный его сотрудник, производителем работ был С.Я. Турковский, который в советское время называл себя и автором корпуса по Полозовой ул., 28. Постройка дома – дело многотрудное и коллективное, и точно выявить степень участия того или иного мастера подчас бывает нелегко.

Уже осенью 1913 г. постройка была окончена, причём строительство лично контролировал сам домовладелец – А.Л. Лишневский, который сразу же по завершении строительства поселился в своём новом доме. Однако в начале декабря того же года комиссия, осматривавшая строение для выдачи удостоверения «на впуск жильцов», нашла некоторые нарушения, допущенные при строительстве, и архитектор-домовладелец оказался втянут в судебную волокиту, завершившуюся лишь в марте 1916 г.

В доме было оборудовано два гаража – помещения этого назначения всё активнее заявляли о себе в городском строительстве. И комната для «шоффера», и художественные мастерские в 6-м этаже, как и все другие помещения этого обширного строения, были оборудованы центральным отоплением; в ванны и умывальники централизованно подавалась горячая вода.

Дом был построен согласно передовым «гигиеническим» взглядам начала ХХ в. в смысле пространственной организации жилых построек, но эти новаторские идеи практически никак не подкреплялись правом: строительное законодательство того времени позволяло застраивать участки очень плотно. В этих условиях только добрая воля архитектора и заказчика могла привести к появлению домов, насыщенных максимумом «света и воздуха». В данном случае архитектор был и домовладельцем, потому помех воплощению планировочных задумок не было. Следуя прогрессивным веяниям, в доме на Широкой ул. Лишневский создал не просто обширный внутренний двор, а настоящую крытую улицу, соединяющую две параллельные магистрали. Проезд проложен под сводами двух величественных арок, которые не запирались воротами. Вестибюли парадных лестниц, в продолжение «античной» темы, украшены аркатурой и барельефами. Стены здания отделаны плитками – подобный способ покрытия наружных стен станет широко применяться в строительной практике советского периода.

Домовладелец, архитектор А.Л. Лишневский, расположился с семьёй в своего рода двухуровневом «пентхаусе» со стороны Широкой ул. Здесь фасадная стена верхнего, пятого этажа, динамично изгибается, образуя лоджию с высокой аттиковой стеной, за которой скрываются объёмы художественной мастерской, куда можно было попасть по внутриквартирной лестнице. Обустраивая этот паривший над городом «особняк», удобный как для обитания многочисленной семьи, так и для проектной работы, архитектор не мог предвидеть, что в 1918 г. он, гонимый революционными потрясениями, вынужден будет покинуть свой дом, и, вернувшись на невские берега в 1920-е гг., будет жить уже по другим адресам...

Дома опустевшего Петрограда разрушались, лишённые отопления и ремонта, и к 1924 г. бывший доходный дом Лишневского на Широкой ул. пустовал, был разрушен на 30 % и «частично расхищен»; капитальный ремонт дома осуществил архитектор Г.П. Хржонстовский.

Долгое время дом господствовал в местном ландшафте, издалека притягивая взгляды своими гигантскими брандмауэрами: «Если уличная линия фасадов как бы убегает от зрителя, то на брандмауэры, ориентированные перпендикулярно ей, взгляд невольно наталкивается. Мощные стены и объёмы, никак не оформленные, способны воздействовать за счёт крупного масштаба на обширные пространства» (Б.М. Кириков). Лишь в ходе реконструкции улицы Ленина брандмауэры дома Лишневского были частично закрыты новыми постройками. При этом дореволюционное здание как нельзя лучше вошло в общий строй улицы, застраиваемой в духе так называемого «сталинского ампира», а, возможно, даже в какой-то мере послужило образцом подражания для новых домов. Огромная арка дома Лишневского не только служит акцентом этого «пятна» городского ландшафта, но и выполняет заданную ей при рождении функцию внутриквартального проезда. Столетний жилой дом, вместе с городом переживший многие потрясения, по-прежнему в строю.