Дума в национальном стиле

Самокатная экскурсия «Открытого города» «Ренессанс древнерусской архитектуры» знакомит с необычными для классицистического Петербурга постройками в неорусском стиле, для которого, в отличие от предшествовавшего ему «русского стиля», характерен перенос «акцентов с деталей на целое, которому подчинялись фрагменты, его слагающие» (В.Г. Лисовский). Такой подход приводил к преодолению декоративной дробности и укрупнению архитектурных форм, и здания в неорусском стиле становились заметными акцентами городской среды.

Общественность и архитекторы неоднозначно приняли неорусский стиль: ведь в Петербурге, уникальном своими классицистическими ансамблями, крупномасштабные здания в духе допетровского зодчества могли сыграть разрушительную роль. Одним из мест, где опасно было строить в неорусском стиле, было Марсово поле, однако именно здесь мог осуществиться грандиозный проект с ярко выраженным национальным колоритом – здание Государственной Думы.

Императорский манифест 17 октября 1905 года декларировал создание в России законодательного органа – Государственной Думы, для заседаний которой был приспособлен Таврический дворец. Однако профессионалы в лице Петербургского общества архитекторов выступили с инициативой создать эскизные проекты специального здания для этого законодательного учреждения.

Вскоре были составлены условия конкурса, в котором могли принять участие исключительно отечественные архитекторы («русские зодчие»). На конкурс было представлено 12 работ в разных архитектурных вкусах. Пять были выдержаны в русском стиле, но из них была премирована лишь одна работа – проект В.В. Суслова, занявший пятое место.

В.В. Суслов. Проект здания Государственной Думы. Перспектива. 1905–1906 гг..jpg

В.В. Суслов. Проект здания Государственной Думы. Перспектива. 1905–1906 гг.

Владимир Суслов попытался в одной композиции объединить черты русского и неорусского стилей, соединив живописность общего решения с укрупнённой, монументальной трактовкой здания. Такая двойственность была характерна для творчества этого мастера, который, по оценке исследователей, своими работами не утверждал, а разрушал русский стиль.

 В.В. Суслов.jpg

В.В. Суслов

Суслов представил проект под девизом «К свету», но, по иронии, как раз не сумел достичь требуемого условиями конкурса хорошего освещения зала заседаний дневным светом. Оценивая экстерьер проекта Суслова, конкурсное жюри отметило, что «здание имеет немного выставочный характер». Тем самым судьи выделили одну из важнейших особенностей неорусского стиля:

«Нарочитое стремление к маскировке видимой утилитарности сооружений, к их некоторой показной “идеалистичности”, сказочности… Банк рядился в одежды богатых палат, вокзал принимал обличье теремного дворца, доходный жилой дом напоминал “избушку на курьих ножках”. Подчеркнутая нереальность, отвлечённость была своего рода творческим кредо последователей неорусского стиля…» 

Е.А. Борисова, Т.П. Каждан

В.В. Суслов. Проект здания Государственной Думы. Фасад и план. 1905–1906 гг..jpg

В.В. Суслов. Проект здания Государственной Думы. Фасад и план. 1905–1906 гг.

Интересно, что В.В. Суслов придал цельность зданию Государственной Думы, в том числе, и построением плана, придав ему строгую классицистическую симметрию. Симметричность плана подчёркивает и отмечающий центральное положение зала заседаний мощный купол, «собирающий» все элементы здания воедино – явно классицистический приём. Так что «здание оказывается “русским” по формам и классическим в основе» (В.Г. Басс). План Государственной Думы в проекте В.В. Суслова вызывает ассоциации с находящимся по соседству Михайловским замком, с его скруглёнными углами и восьмигранным двором.

Михайловский замок.jpg

Михайловский замок

Если бы здание Государственной думы по проекту Суслова было построено, оно непременно взяло бы на себя роль акцента в этой части городского центра. И даже классицистическая схема построения плана не смогла бы сгладить неоднозначное впечатление от появления здесь столь яркого и крупного сооружения в духе допетровской архитектуры.

Ни один из проектов не был осуществлен, но сама идея не заглохла – актуальности ей придало обрушение потолка зала заседаний Государственной Думы в Таврическом дворце 2 марта 1907 года. Тогда по чистой случайности (потолок рухнул ранним утром) обошлось без жертв. Зал отремонтировали достаточно быстро, но вскоре в печати появились сведения, что в течение трёх лет специальное здание для законодателей будет-таки построено. Однако и тут дело застопорилось на стадии бесконечных рассуждений.

Н.Б. Бакланов. Здание Государственной Думы. Дипломный проект. 1910 г..jpg
Н.Б. Бакланов. Здание Государственной Думы. Дипломный проект. 1910 г.

Среди этого калейдоскопа идей и замыслов наиболее весомый след оставила серия проектов выпускников Высшего художественного училища при Академии художеств, исполненных в 1910 году. Одна из работ, выполненная Н.Б. Баклановым (в дальнейшем - профессор Академии художеств СССР), учеником мастерской А.Н. Померанцева, развивала идеи русского допетровского зодчества. В проекте Бакланова компактный центральный объём с залом заседаний Государственной Думы выделен огромным куполом, увенчанным шпилем с двуглавым орлом на нём. Центральное ядро здания обведено протяжёнными корпусами, завершенными башнями разной высоты, что придает проекту асимметрию. Архитектурные формы Государственной Думы Н.Б. Бакланова (особенно ступенчатая башня) в определённой мере вступают в перекличку со спроектированным А.В. Щусевым зданием Казанского вокзала в Москве, начатым строительством в 1913 году.

Казанский вокзал в Москве.jpg

Казанский вокзал в Москве