«Не дома, а уроды какие-то»

«Открытый город» знакомит нас с петербургскими зданиями всех архитектурных эпох, и среди объектов проекта немало построек периода модерна. Сейчас мы восхищаемся этими оригинальными зданиями, а в эпоху расцвета модерна он подчас становился объектом острой критики, этому стилю прочили недолгое существование, подчёркивали его временный характер.

В оппозиции модерну находилось авторитетнейшее учебное Российской империи – Высшее художественное училище при Академии художеств: «новый стиль» (модерн) был принципиально запрещён для использования при выполнении выпускных проектов. В начале 1903 года ректор Высшего художественного училища (ВХУ) архитектор А.Н. Померанцев дал развёрнутое интервью «Петербургской газете», в котором обстоятельно обосновал нетерпимые черты модерна (в интервью модерн обозначен как «декадентский стиль»).

А.Н. Померанцев.jpg

А.Н. Померанцев

Померанцев отмечал, что все новые постройки делаются в «декадентском стиле», который совершенно неуместен в архитектуре. Ведь модерн, по мнению Померанцева, отличается отсутствием всякой конструктивности, потому что адепты этого стиля заботятся лишь о том, чтобы как можно больше «навертеть всяких вычурностей» – вот и получаются архитектурные «пироги», от которых страдает глаз. Декадентские постройки и некрасивы, и непрактичны, это «не дома, а уроды какие-то», – резюмировал ректор ВХУ.

 Витрина на Невском пр., 21.jpg

Витрина на Невском пр., 21

В качестве примера «декадентского стиля» А.Н. Померанцев приводил витрину в стиле модерн, созданную в 1902 году архитектором И.А. Претро для магазина кондитерского товарищества «Жорж Борман» (Невский пр., 21). Витрина эта – своего рода символ модерна: сплющенная широкая арка, декорированная растительным орнаментом и маскаронами. Арка контрастно выделялась на фоне фасада, решённого в спокойных формах неоренессанса. Померанцев отметил, что витрина, которой придали форму подковы, не только некрасива, она ещё ухудшает освещённость находящегося за ней помещения (ранее на месте подковообразной витрины были большие витринные окна прямоугольных очертаний).

В интервью, данном столичной газете, А.Н. Померанцев обозначил две проблемы, которые родились из стремления зодчих, строивших в стиле модерн, применять для достижения художественного эффекта окна различной конфигурации и размеров: эстетическая (режет глаз непривычностью) и функциональная (уменьшают освещённость помещений). Именно боязнь узких маленьких окон часто заставляла домовладельцев прямо требовать у зодчих, чтобы фасады проектируемых домов были «строго логичного характера», а потому отклонять проекты в духе модерна.

Доходный дом Ф.Ф. Лумберга.jpg

Доходный дом Ф.Ф. Лумберга

Помимо эстетической ущербности и неэффективности, архитектурные элементы из арсенала модерна, по мнению критиков, отличались повышенной дороговизной из-за сложности исполнения. В 1903 году архитектор Е.С. Бикарюков, которому предстояло проверить проектные чертежи доходного дома Ф.Ф. Лумберга (Перекупной пер., 9) на предмет их соответствия строительному законодательству, причин запретить постройку не нашёл, но основательно и нелицеприятно прошёлся по внешнему облику здания, спроектированного самим домовладельцем. Бикарюков отметил в отчёте, что форма некоторых окон (которые он назвал «устрицеобразными») непрактична при исполнении рам и переплётов настолько, что не окупается оригинальностью. Кроме того, проёмы столь неспокойных очертаний, по мнению Бикарюкова, будут производить «резкое впечатление» на зрителя. Однако закон не запрещал строить такие экстравагантные здания, и в 1903 году дом был построен. Креативный и отважный Лумберг оказался первым петербургским домостроителем, который «решился на полную трансформацию традиционной структуры фасада, подчинив его рисунок экспансии кривой линии» (Б.М. Кириков).

Дом в далёком Перекупном переулке если и бросался в глаза, то только местным жителям, а вот здание торгового товарищества «Братья Елисеевы» (Невский пр., 56), построенное Г.В. Барановским в 1902–1903 годах напротив Александринского театра, не увидеть – это нужно постараться. Напыщенный маскарадный облик здания – «апофеоз вкусов русского купечества» (Б.М. Кириков).

Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы».jpg

Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы»

Едва сняли леса, пресса моментально пригвоздила дом к позорному столбу. Дом сравнивали и с дачным особняком, и с кондитерским изделием громадных размеров. В газетах появились и карикатуры на это и подобные ему здания. 

Карикатура.jpg

Архитектор: «Ну, как Вам нравится наш новый стиль?»

Обыватель: «О-очень хорошо! Как взглянешь, так слюнки и потекут!..»