Петербургский «марсианин»

«Открытый город» стремится включать в экскурсионные маршруты всё больше великолепных особняков, и один из претендентов в этот список – особняк Тараса Васильевича Белозерского на Большой Дворянской улице (ныне улица Куйбышева), 25.

Особняк Т.В. Белозерского.png

Особняк Т.В. Белозерского

«Пришельцем из совсем другого мира» назвал этот полутораэтажный утончённый особняк в окружении нависающих над ним многоэтажных доходных домов историк архитектуры Владимир Григорьевич Лисовский. Свой нынешний облик здание получило в 1913 – 1914 годах, когда архитектор Андрей Андреевич Оль перестроил его в духе популярного тогда неоклассицизма для одного из самых состоятельных представителей столичного делового мира - Тараса Васильевича Белозерского.

Когда Белозерский в 1913 году купил участок на Большой Дворянской улице, здесь находился невысокий дом-особняк в русском стиле, построенный для потомственной почётной гражданки Н.Г. Глушковой еще в 1874 году архитектором Альфредом Парландом - тем самым, который впоследствии возведёт храм Воскресения Христова (Спас-на-Крови) на месте смертельного ранения императора Александра II.

А.А. Парланд. Проект особняка Н.Г. Глушковой. Лицевой фасад. 1874 г. ЦГИА СПб.png

А.А. Парланд. Проект особняка Н.Г. Глушковой. Лицевой фасад. 1874 г. ЦГИА СПб.

Если лицевой фасад особняка Глушковой был оформлен не слишком броско (мерный ряд окон и  высокая крыша, на фоне которой контрастно выделялась балюстрада, составленная из массивных приземистых столбов и соединяющей их аркады), то дворовый фасад  погружал в нездешний мир русских резных теремов. 

А.А. Парланд. Проект особняка Н.Г. Глушковой. Дворовый фасад. 1874 г. ЦГИА СПб.png

А.А. Парланд. Проект особняка Н.Г. Глушковой. Дворовый фасад. 1874 г. ЦГИА СПб.

Новый домовладелец Тарас Белозерский не пожелал сносить прежнюю постройку, и приглашённый им гражданский инженер Андрей Оль вынужден был решать непростую задачу - создать современный презентабельный особняк в старых стенах. Как, не надстраивая здание, сделать его заметным, модным, притягивающим восхищённые взгляды? Конечно же - придать ему образ миниатюрного дворца!

Зодчий колебался между барокко времен императрицы Анны Иоанновны и классицизмом в духе итальянца Андреа Палладио.

А. Оль. Проект особняка Т.В. Белозерского. Неосуществлённый вариант. 1913 г.png

А. Оль. Проект особняка Т.В. Белозерского. Неосуществлённый вариант. 1913 г.

А.А. Оль. Проект особняка Т.В. Белозерского. Осуществлённый вариант. 1913.png

А.А. Оль. Проект особняка Т.В. Белозерского. Осуществлённый вариант. 1913 г.

В итоге «победила» палладианская вилла, и сейчас, проходя мимо особняка Белозерского, мы можем грезить гостеприимным Павловском, воскрешая в памяти белоснежный портик под приземистым куполом, отражающийся в водах тихой речки Славянки...

Если уличный фасад особняка выполнен в соответствии со строгой классицистической симметрией, то дворовый раскрывается в небольшой сад свободной живописной асимметрией. По высокой массивной лестнице из сада можно подняться на террасу, а оттуда войти под своды столовой, скрывающейся за большими полуциркульными окнами. 


А.А. Оль. Проект дворового фасада особняка Т.В. Белозерского.png

А.А. Оль. Проект дворового фасада особняка Т.В. Белозерского

Здесь царили уют и нега, в летние дни создаваемые журчанием фонтана в мраморной чаше, а зимой - треском поленьев в высоком камине, напоминающем камины средневековых рыцарских замков. На камине - дворянский герб владельца Тараса Васильевича Белозерского: девять лазоревых рыб, плывущих в три ряда, над ними - тесак (большой боевой нож). Над геральдическим щитом - грозный малороссийский казак с саблей в руке. Хозяин особняка принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему от полкового хорунжего времён Екатерины II.

А.А. Оль. Проект столовой особняка Т.В. Белозерского.png

А.А. Оль. Проект столовой особняка Т.В. Белозерского

Отец владельца, Василий Михайлович Белозерский (1825–1899), был одним из основателей Кирилло-Мефодиевского братства - тайной политической организации, нацеленной на создание союза славянских демократических республик с центром в Киеве; значительную роль в ней играл Тарас Шевченко.

Мать владельца особняка Надежда Александровна Белозерская (1838–1912) - переводчица, педагог (принимала участие в создании Высших женских курсов), журналист и писатель. Введённая мужем в петербургское украинское общество, она стала литературным секретарём терявшего зрение Николая Костомарова, увлеклась русской историей, занималась историческими исследованиями. Среди её работ - «Происхождение Екатерины I», «Один из предков Пушкина», «Влияние переводного романа и западной цивилизации на русское общество XVIII столетия».

Родители Т.В. Белозерского.png

Родители Т.В. Белозерского

Тарас Белозерский, вероятно, получивший имя в честь автора «Кобзаря», работал штатным врачом Обуховской больницы для бедных, защитил докторскую диссертацию по медицине, имел собственную врачебную практику. Однако со временем он отказался от медицинской карьеры в пользу бизнеса: в 1910-е годы входил в правления пятнадцати столичных нефтедобывающих компаний; ещё девять должностей занимал в фирмах, правления которых располагались вне Петербурга.

Не чужды были Белозерскому и новые технологии: он был вкладчиком акционерного общества «Биохром», основанного пионером цветной фотографии С. М. Прокудиным-Горским. Фирма внедряла изобретения в сфере цветной фотографии, кинематографии и печатного дела. Накануне февральских потрясений 1917 года предприимчивый Белозерский, стремясь получить поддержку государства, подготовил проект участия компании в создании патриотических кинолент, но не успел его осуществить. Он эмигрировал из революционной России и умер во Франции в 1925 году.

Сегодня особняк на улице Куйбышева, 25 занимает детская поликлиника. Посетители имеют возможность пройтись по старинной мраморной лестнице, вписанной в овальный вестибюль; посидеть в бывшей столовой у молчащей беломраморной чаши фонтана; прогуляться в маленьком саду, по аллеям которого некогда ступала нога одного из богатейших дельцов Петербурга...