Роскошная обитель загадочного «Дракона»

Какая удача, что сейчас в Петербурге реализуется проект «Открытый город», благодаря которому мы можем войти под своды домов, которые долгое время словно скрывались от горожан, смотрели на мир наглухо зашторенными окнами, отгораживались от мира заборами и юридическими «охранными грамотами». Одина из жемчужин в этом ряду – дом-особняк Брусницыных.

Этот невысокий протяжённый особняк на Кожевенной линии, 27, с изящными эркерами и плавно изогнутыми по дуге надоконными полочками – сандриками (похожие на лук, они и именуются в архитектуре «лучковыми») получил свой нынешний облик в результате перестройки в 1884–1886 годах архитектором Анатолием Ивановичем Ковшаровым существовавшего здесь старинного здания. Брусницыны владели находившимся здесь же кожевенным заводом (собственно, отсюда и название линии – Кожевенная). Ковшаров богато обработал фасад в формах эклектики, пристроил к зданию великолепный зимний сад, улучшил планировку, которая отличается разнообразием: парадные помещения построены по анфиладной схеме, как во дворцах; в помещения более утилитарного назначения входы устроены через коридоры – как в обычных квартирах. Это удобно, практично. Но дом этот – не только рациональное жильё, он ещё и – затерявшийся в промышленных корпусах загадочный дворец в миниатюре.

Особняк увидишь не сразу. Примыкающий к нему сад обведён кирпичной стеной заводского вида, за высокими деревьями распластанное по земле здание словно скрывается от нежеланных гостей. За особняком стеной в ряд стоят более чем скромные здания промышленного назначения и соответствующего облика. Зато стоит проникнуть внутрь особняка – и начинается просто пир для взоров!

Не слишком широкая (особняк-то по размерам – не Зимний дворец!) беломраморная лестница пролегает под арочными сводами вестибюля, охраняемого парой поясных полуобнажённых кариатид, которые внимательно взирают на посетителей. Уже здесь, при входе, поражает буйство лепнины, покрывающей стены и потолок.

Стены Белого (Танцевального) зала, декорированного в «стиле Людовика XV» просто утопают в лепных деталях в духе рококо. Покрытые вертикальными желобками (каннелюрами) парные пилястры этого зала выдерживают строгий ритм, но словно вот-вот будут поглощены витиеватой лепниной, порывающейся выползти из стенных панелей, куда она помещена. Величие дополняется камином с зеркалом и люстрой, которая отражается в нём. Есть легенда, что Брусницыны привезли из европейского путешествия зеркало для Белого зала, которое прозвали зеркалом Дракулы. Почему? Сначала вспомним, что, прообразом этого литературного вампира из одноимённого романа Брэма Стокера считается реальная историческая личность – правитель (господарь) средневекового княжества Валахия Влад III Цепеш, также известный как Дракула (от румынского Dracu– «дракон»). Неприступный замок этого жестокого правителя в румынской Трансильвании и сейчас навевает оторопь на тех, кто рискнёт путешествовать по этим горным местам…

Теперь о самом зеркале, привезённом, как считается, из Италии, а туда оно попало из замка, где тайно был захоронен прах Влада Дракулы. Легенда гласит, что зеркало в особняке Брусницыных влияло на каждого, кто посмотрится в его бесконечность. Смотрящий испытывает беспричинный страх, с ним начинают происходить несчастья... Про это ли зеркало над камином идёт речь, или оно спрятано где-то в доме – остаётся загадкой… Говорят, что Брусницыны от греха подальше сняли и спрятали это зеркало, а в советское время его перенесли во Дворец культуры имени С.М. Кирова, что на Большом проспекте Васильевского острова, но и там оно не прижилось – инфернальный «хозяин» Дракула, невидимый окружающим, не отражавшийся в зеркале, мистическим образом давал о себе знать и посетителям советского очага культуры. Так что неспокойное зеркало вернули в особняк, но не вывесили, а ещё более надёжно спрятали – то ли на стропилах перекрытия, то ли в подвале, то ли замуровали в толще мощных стен. Пока никому не удалось найти этот страшный и манящий артефакт, возможно, эта находка ещё впереди…

Под влиянием мистики, нагоняемой на особняк легендой о зеркале Дракулы, у наших современников появляются стихи. Вот, к примеру, строки Аллы Богаевой:

Мистическое зеркало

тревожно.

Смотреть в него

почти что невозможно.

Оно притягивает

странной властью.

Приносит то хандру,

а то несчастья.

Забудем на время о зеркале (если это, конечно, возможно!), покинем Белый зал и пройдёмся по комнатам особняка. Стены одного из помещений обиты цветной тканью и также увиты лепниной, на этот раз золочёной. Есть в особняке комната, сплошь отделанная резным деревом, деревянная резьба украшает и двери, отделяющие залы-комнаты особняка друг от друга. Курительная комната отделана в мавританском, восточном духе – словно многократно увеличенная шкатулка, оставленная здесь султаном или падишахом…

Удивительно и отрадно, что особняк и его интерьеры дошли до нас хоть и обносившимися, но зато почти в первозданном виде. В них ощущается дух времени. А ведь владельцы могли ещё до революции снести малоэтажную постройку, возвести на её месте многоэтажный доходный дом – такая судьба постигла многие особняки Петербурга…