Храм на Благовещенской улице

«Невских островов очарование» – велосипедная экскурсия «Открытого города», в ходе которой участники этого увлекательного путешествия посещают Буддийский храм («Дацан Гунзечойнэй»). Строительство этого первого в Европе буддийского храма было направлено на укрепление связей Российской империи с Тибетом и Монголией. Храм создавался по инициативе XIII далай-ламы Тубдэна Жамсо и его посланник Агвана Доржиева, которые изыскали основные средства на постройку. Предназначенный для строительства участок на Благовещенской улице (ныне Приморский пр.), как и требовала буддийская традиция, находился вдали от центра города и вблизи воды.

Проект храма составил студент-третьекурсник Института гражданских инженеров Н.М. Березовский, известный среди петербургских востоковедов благодаря своему путешествию 1905–1906 гг. в Туркестан, откуда он привёз множество рисунков буддийских монастырей.

Проект Н.М. Березовского.jpg

Проект Н.М. Березовского.

Студенческий статус помешал Березовскому лично руководить строительством, в итоге проект передали видному архитектору Г.В. Барановскому, взявшему за основу проект поднаторевшего в буддийском храмовом зодчестве студента.

 Проект Г.В. Барановского — копия.jpg

Проект Г.В. Барановского

В наши дни интересно узнать, какой увидели петербуржцы эту диковинную постройку летом 1914 года, когда Буддийский храм был практически завершён.

«Вчера, 9.06 в час дня в новом буддийском храме на Благовещенской улице в Старой Деревне в присутствии чинов Сиамской миссии и старшего цанит хаибо амбан Доржиева состоялось торжественное перенесение статуи Будды, поднесённой только что построенному храму Сиамским королём»

газета «Петербургский листок»
в номере от 10 июня 1914 года

А. Доржиев.jpg

А. Доржиев

12 июня петербургским журналистам была «любезно показана как сама пагода, ещё окончательно не отделанная, так и вновь пожертвованная статуя Будды», – сообщали репортёры через несколько дней. – «По саду, а затем двору, заваленному ещё кирпичом, со столетними липами и пихтами, мы приближаемся к огромному столбообразному зданию. По узеньким лестницам с нависшими потолками взбираемся на самый верх, всё время держась стенки как бы громадного колодца, завершающегося стеклянным куполом».

Буддийский храм в наши дни.jpg

Буддийский храм в наши дни

Пробравшись по «лабиринту», журналисты увидели две статуи Будды: 

«Одна представляет Будду в его обычном сидячем положении; это Будда проповедующий своё учение народу, он же созерцающий, переживающий религиозные истины в тайниках своей души. Статуя вычеканена из дорогой тёмной бронзы».

Другая статуя изображает Будду в стоячем положении, с согнутой в локте рукой, причём кисть и ладонь поставлены вертикально. Это Будда, благословляющий человека, растения, животных, благословляющий всю природу, до самой маленькой былинки, но в то же время и призывающий человека к новой жизни, в новой духовной сущности, в ином потоке бытия. Эта статуя также из бронзы, но вызолоченная».


Репортёры красочно описали убранство храма: «Позади статуй развешаны дорогие узорчатые шёлковые материи, а прямо перед ними в большом металлическом сосуде теплится неугасимый огонь». В углу журналисты увидели «особую чашку» с рисом, бобами, другими плодами. Им разъяснили, что при совершении обряда буддисты захватывают щепотку из чаши и бросают перед Буддой, «символически изображая этим чистоту души и помыслов, а также и своё пламенное молитвенное устремление». На столе перед статуей гости узрели традиционные подношения – «пучки тёмных ароматических свеч, цветы».

Поразили журналистов и конструктивные особенности святилища: «Скупо в узкие окна льётся свет в огромное четвероугольное пространство, с боков теснятся колонны, теряясь вверху. Вьёт чем-то сумрачным и мистическим. Кажется, что какая-то важная мысль бьётся в тисках неразрешимых противоречий, которые нависают здесь, в этой пагоде, как потолки низеньких коридорчиков, ниш, углублений». Репортёры точно подметили специфику освещения: рассеянный свет проникает в молитвенный зал сверху, через застеклённое перекрытие – как бы с неба.

Напряжённо-мистическая атмосфера интерьеров оттеняется умиротворяющим природным окружением храма: «А в боковые раскрытые окна, выходящие на балконы, виднеются могучие вершины тёмно-зелёных деревьев-великанов, сквозит розовеющее вечернее небо, доносится всплеск воды и неясный шум с аллей Елагиноостровского парка».

Храм открылся в суровое время – началась Первая мировая война, за ней последовала революционная волна, изменившая привычный мир. В советский период Буддийский храм, как и многие культовые здания других религий, был закрыт. В разное время здесь находились лаборатории, радиостанция, и лишь в 1990 году храм вернули верующим…