Храм на Благовещенской улице
«Невских островов очарование» – велосипедная экскурсия «Открытого города», в ходе которой участники этого увлекательного путешествия посещают Буддийский храм («Дацан Гунзечойнэй»). Строительство этого первого в Европе буддийского храма было направлено на укрепление связей Российской империи с Тибетом и Монголией. Храм создавался по инициативе XIII далай-ламы Тубдэна Жамсо и его посланник Агвана Доржиева, которые изыскали основные средства на постройку. Предназначенный для строительства участок на Благовещенской улице (ныне Приморский пр.), как и требовала буддийская традиция, находился вдали от центра города и вблизи воды.
Проект храма составил студент-третьекурсник Института гражданских инженеров Н.М. Березовский, известный среди петербургских востоковедов благодаря своему путешествию 1905–1906 гг. в Туркестан, откуда он привёз множество рисунков буддийских монастырей.
Проект Н.М. Березовского.
Студенческий статус помешал Березовскому лично руководить строительством, в итоге проект передали видному архитектору Г.В. Барановскому, взявшему за основу проект поднаторевшего в буддийском храмовом зодчестве студента.
Проект Г.В. Барановского
В наши дни интересно узнать, какой увидели петербуржцы эту диковинную постройку летом 1914 года, когда Буддийский храм был практически завершён.
«Вчера, 9.06 в час дня в новом буддийском храме на Благовещенской улице в Старой Деревне в присутствии чинов Сиамской миссии и старшего цанит хаибо амбан Доржиева состоялось торжественное перенесение статуи Будды, поднесённой только что построенному храму Сиамским королём»
А. Доржиев
12 июня петербургским журналистам была «любезно показана как сама пагода, ещё окончательно не отделанная, так и вновь пожертвованная статуя Будды», – сообщали репортёры через несколько дней. – «По саду, а затем двору, заваленному ещё кирпичом, со столетними липами и пихтами, мы приближаемся к огромному столбообразному зданию. По узеньким лестницам с нависшими потолками взбираемся на самый верх, всё время держась стенки как бы громадного колодца, завершающегося стеклянным куполом».
Буддийский храм в наши дни
Пробравшись по «лабиринту», журналисты увидели две статуи Будды:
«Одна представляет Будду в его обычном сидячем положении; это Будда проповедующий своё учение народу, он же созерцающий, переживающий религиозные истины в тайниках своей души. Статуя вычеканена из дорогой тёмной бронзы».
Другая статуя изображает Будду в стоячем положении, с согнутой в локте рукой, причём кисть и ладонь поставлены вертикально. Это Будда, благословляющий человека, растения, животных, благословляющий всю природу, до самой маленькой былинки, но в то же время и призывающий человека к новой жизни, в новой духовной сущности, в ином потоке бытия. Эта статуя также из бронзы, но вызолоченная».
Репортёры красочно описали убранство храма: «Позади статуй развешаны дорогие узорчатые шёлковые материи, а прямо перед ними в большом металлическом сосуде теплится неугасимый огонь». В углу журналисты увидели «особую чашку» с рисом, бобами, другими плодами. Им разъяснили, что при совершении обряда буддисты захватывают щепотку из чаши и бросают перед Буддой, «символически изображая этим чистоту души и помыслов, а также и своё пламенное молитвенное устремление». На столе перед статуей гости узрели традиционные подношения – «пучки тёмных ароматических свеч, цветы».
Поразили журналистов и конструктивные особенности святилища: «Скупо в узкие окна льётся свет в огромное четвероугольное пространство, с боков теснятся колонны, теряясь вверху. Вьёт чем-то сумрачным и мистическим. Кажется, что какая-то важная мысль бьётся в тисках неразрешимых противоречий, которые нависают здесь, в этой пагоде, как потолки низеньких коридорчиков, ниш, углублений». Репортёры точно подметили специфику освещения: рассеянный свет проникает в молитвенный зал сверху, через застеклённое перекрытие – как бы с неба.
Напряжённо-мистическая атмосфера интерьеров оттеняется умиротворяющим природным окружением храма: «А в боковые раскрытые окна, выходящие на балконы, виднеются могучие вершины тёмно-зелёных деревьев-великанов, сквозит розовеющее вечернее небо, доносится всплеск воды и неясный шум с аллей Елагиноостровского парка».
Храм открылся в суровое время – началась Первая мировая война, за ней последовала революционная волна, изменившая привычный мир. В советский период Буддийский храм, как и многие культовые здания других религий, был закрыт. В разное время здесь находились лаборатории, радиостанция, и лишь в 1990 году храм вернули верующим…