«Пятифасадное здание» братьев Колобовых
Экскурсия «Открытого города» в доходный дом братьев-лесопромышленников Фёдора и Николая Колобовых – знаковое событие. Сейчас не так просто добиться разрешения изучить изнутри жилой дом, населённый разными людьми – со своими взглядами, привычками, принципами. Так что нам непременно нужно пользоваться подобными шансами и обстоятельно постигать архитектуру самого массового типа зданий дореволюционного Петербурга-Петрограда – многоквартирного доходного дома.
Это заметное здание с угловой башней-ротондой, с пышной барочной отделкой, с атлантами и кариатидами, часто называют просто «Колобовский дом». Здание интересно не только своим богатым убранством, но, прежде всего – необычной планировкой, на которую вскоре после завершения строительства обратил внимание известный искусствовед Георгий Лукомский. Незадолго до переломного 1917 года в своем очерке «Современный Петроград» он с восторгом и одновременно с сожалением писал о доходном доме Колобовых: «Строят, как нарочно, лучшие здания в тёмных, захудалых переулках Петербургской стороны... И вот прекрасный, интересный по плану и так идущий именно Каменноостровскому проспекту (уширяющий его благодаря зигзагообразному плану) дом на Малой Пушкарской улице… поставлен где-то в глухом переулке так, что даже живущий годы в столице может его не увидеть, хотя его следовало бы поставить именно напоказ».
Действительно, дом, начатый по проекту инженера-архитектора Сергея Гингера и завершённый техником Михаилом фон Вилькеном, отличается новаторской планировкой: корпуса поставлены таким образом, что по Пушкарскому переулку образовалась так называемая «улица-пила», или «ступенчатый бульвар» – французская идея, впервые в Петербурге воплощённая в жизнь именно в «Колобовском доме». Благодаря ступенчатой постановке корпусов, переулок становится шире, а квартиры освещаются лучше. Вероятно, именно бросающаяся в глаза планировочная необычность здания побудила поэтессу Марию Шкапскую, которая жила в этом доме в советское время, назвать его пятифасадным («Пятифасадное здание / Разрешено геометрически…»): благодаря сложному «изломанному» плану, с одной точки обзора (с Пушкарского переулка) можно увидеть сразу несколько фасадных стен.
Открытый парадный двор-курдонёр со стороны нынешней улицы Ленина возник вопреки первоначальному проекту Гингера, который предполагал сделать въезд в этот двор через высокую арку. В реальности же двор раскрыли к улице и отделили от магистрали оградой с решёткой витиеватого рисунка.
Колобовым пришлось побороться за образ своего дома. Первоначальный проект предусматривал строительство корпусов разной этажности, в соответствии с нормами строительного законодательства о зависимости высоты постройки от ширины улицы. Участок Колобовых выходил на улицы разной ширины, но в 1910 году, в разгар строительства, владельцы добились разрешения вывести все корпуса в пять этажей, чтобы высота «была общая, как старой, так и новой постройки, иначе будет испорчен общий вид постройки». В итоге решено «избрать среднюю ширину улицы и по ней определять высоту».
Яркий неординарный «Колобовский дом» неизменно притягивает не только фотографов и художников, но и кинематографистов, поэтому его можно увидеть во многих фильмах и сериалах. Дом вызывает восторг и у экскурсантов, посетивших его в ходе экскурсии «Открытого города». Вот лишь некоторые отзывы:
- «Удивительный дом, фасад которого „наряжен“ в стиле необарокко, а в душе этот красивый дом обожает модерн»;
- «Дом Колобовых очень наряден»;
- «Получила отличный заряд бодрости, позитива и, конечно, узнала много нового и интересного!».