Академия художеств… у Летнего сада
В новом сезоне одним из объектов «Открытого города» стала Академия художеств, здание для которой было возведено в начале правления императрицы Екатерины II и послужило своего рода образцом для последующих построек в стиле классицизм. Оригинален чёткий план здания Академии художеств: в прямоугольник, образуемый наружными корпусами, вписан кольцеобразный внутренний корпус, окаймляющий обширный круглый двор.
Буквально в самом начале Первой мировой войны в Петрограде была попытка повторить такую планировку и построить своего рода двойник знаменитой Академии художеств.
В 1909 году исполнялось 50 лет со дня основания петербургского Сельскохозяйственного музея, образованного повелением императора Александра II. За эти полвека музей сменил несколько экспозиционных «площадок» – Лесной институт, Экзерциргауз при Зимнем дворце. Наконец, в 1881 году музей прочно обосновался в «Соляном городке», в здании, созданном архитектором И.С. Китнером специально для музейных нужд. Музейный комплекс занял обширное пространство в центральной части города, напротив Летнего сада (Гангутская ул., 1; наб. реки Фонтанки, 10; Соляной пер., 11).
Юбилейная дата всколыхнула уже давно назревшие проблемы, вызванные «теснотой и неприспособленностью помещений»: с годами музейные коллекции значительно приросли, и потребность в современном здании была очевидна. Однако чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, понадобилось ещё несколько лет.
Лишь в сентябре 1914 года был объявлен конкурс эскизных проектов нового музейного здания на прежнем месте. Музею предстояло занять важный с градостроительной точки зрения «кусок города», вписавшись в архитектурный ландшафт, формируемый ансамблем Летнего сада и Михайловского замка. Кроме того, «Соляной городок» расположен на изгибе Фонтанки и поэтому великолепно просматривается с акватории Невы. Таким образом, планировавшееся масштабное музейное здание непременно стало бы заметной частью невских панорам.
По условиям конкурса, музей должен был включать, помимо выставочных помещений и запасников, лекционные аудитории, административные помещения, а также квартиры для музейных работников. Директор музея агроном В.Д. Батюшков отмечал, что без постройки нового здания деятельность музея «не может получить полного развития».
На конкурс поступило 22 работы, одна из них была прислана из Рима. Девизы некоторых проектов напрямую отражали специфику планируемого здания: «Деметра», «Церера», «Плодородие», «Колосья», «Плуг».
Учитывая потребность музея в расширении экспозиционных площадей и ориентируясь на дождливую погоду российской столицы, многие участники конкурса перекрыли внутренние дворы стеклянными «колпаками», в некоторых случаях взметнувшихся, по выражению жюри, «чересчур высоко» – до 36 метров. Судьи отметили неприемлемость этих «пузырей» с эстетической точки зрения, хотя в непосредственной близости от предполагаемой постройки уже долгие годы возвышался стеклянный купол Центрального училища технического рисования барона Штиглица (Соляной пер., 13).
По итогам конкурса премии получили 5 работ, среди авторов которых были как маститые зодчие, так и недавние студенты. Участники соревнования предложили разнообразные планировочные и фасадные решения, среди которых интересен проект «трио» зодчих, работавших в архитектурном бюро маститого зодчего А.Л. Лишневского – И.Г. Лангбарда, А.Л. Берлина, С.Я. Турковского. Для соавторов, как и для их «мэтра», Академия художеств была «альма-матер».
Как знать, возможно именно по этой причине и план, и фасадную композицию архитекторы словно бы «срисовали» с академического здания. Идея оказалась неплохой. Жюри конкурса отметило простоту и рациональность планировки: «Кольцевое расположение кругом центрального двора объединяет во всех этажах все корпуса здания». Так что планировка здания екатерининских времён пережила своё время и оказалась востребованной через полтора столетия.
После подведения итогов конкурса в адрес организовавшего соревнование Петроградского общества архитекторов поступила благодарность главноуправляющего землеустройством и земледелием Российской империи А.В. Кривошенина, который выразил удовлетворение «столь благоприятными результатами упомянутого конкурса». Однако к сооружению музейного здания так и не приступили – страна и мир были заняты Первой мировой войной, оставлявшей всё меньше места мирному строительству…