Баня на острове
Галерная гавань на карте Петербурга
В середине XIX века Галерная гавань, раскинувшаяся на западной оконечности Васильевского острова, представляла собой глухую окраину, подверженную частым наводнениям. Писатель Иван Панаев отмечал тогда, что эта низменная местность, соседствующая со Смоленским кладбищем – «ненадежный приют самого бедного петербургского народонаселения, о существовании которого вы только подозреваете – того народонаселения, которое замирает от страха при малейшем возвышении воды».
Галерная гавань во время наводнения
Во время Первой русской революции 1905–1907 годов столичные власти столкнулись с массовой безработицей, и решили убить сразу двух зайцев: и людей занять, и Галерную гавань облагородить. На средства городского бюджета были развёрнуты общественные работы, и к концу 1907 года силами безработных в Галерной гавани был поднят уровень грунта, засыпана часть Шкиперского протока – теперь можно было задуматься о благоустройстве этой местности.
Ставшую более безопасной местность можно было пустить под стройплощадки, и для будущих жильцов нужно было развивать инфраструктуру. В 1909 году Санкт-Петербургская городская управа задумала построить здесь народные бани, и первым шагом стало объявление конкурса эскизных проектов. Организатором соревнования выступило Санкт-Петербургское общество архитекторов. В жюри конкурса входил архитектор П.Ю. Сюзор, получивший широкую известность как строитель новаторских банно-оздоровительных комплексов.
Архитектор П.Ю. Сюзор
Место для предполагаемого строительства было выбрано на пересечении Малого (в Гавани) проспекта (сейчас часть Среднего пр.) и Карташихиной ул. Недавно засыпанная часть Шкиперского протока отсекала этот угол от квартала – так что застраивать предстояло треугольный участок.
Бани предназначались «для рабочего и бедного класса населения, исключительно с одними 5-копеечными отделениями», поэтому задачей было спроектировать простое, дешёвое и «целесообразное» банное здание. Мужское отделение должно было быть вдвое вместительнее женского – ведь «мужчины, работающие на фабриках, пользуются банями только в свободное вечернее время», и тогда отделение будет заполнено до предела.
Помимо собственно банных помещений, требовалось спроектировать замкнутые дворики «для мытья в летнее время на открытом воздухе». Парикмахерская планировалась лишь при мужском отделении (вероятно, победило мнение, что женщинам из низов не пристало делать прически!), при женском – «женщина-врач», способная осматривать посетительниц и давать им «врачебные советы».
Необходимо было спроектировать также прачечную и дезинфекционную камеру: Петербург нередко был подвержен эпидемиям, и не лишним было регулярно обеззараживать одежду.
На конкурс был представлен 21 проект. Первое место завоевал гражданский инженер А.В. Розенберг. Его проект под простым и понятным девизом «С лёгким паром» отличался и планировочной ясностью и чёткостью. Судьи признали эту работу «выдающимся решением»: «Простой, ясный план; все помещения простой формы, достаточно освещены, удобно сообщаются; входы в отделения бань хороши и архитектурно выделены – заметны, легкодоступны».
Проект А.В. Розенберга. 1-я премия
«Прекрасно обдуманной циркуляции моющихся» добились в своем проекте соавторы, занявшие второе место – А.И. Клейн и все тот же А.В. Розенберг: условиями конкурсов не возбранялось подавать сразу несколько работ – хоть в соавторстве, хоть поодиночке. Особенностью этой работы служит центральный круглый двор, от которого веером расходятся лестницы, ведущие в различные помещения бань: не заблудишься. Фасад этой работы опубликован не был.
Проект Н.В. Васильева и А.И. Ржепишевского. 3-я премия
«Очень хорош, прост, ясен и легко исполним в натуре» оказался проект под девизом «Банщица», исполненный Н.В. Васильевым и А.И. Ржепишевским. Эта работа заняла третье место. Однако здесь подкачало неудачное размещение прачечной и дезинфекционной камеры, и судьи с сожалением отметили, что лишь этот недостаток отобрал у проекта первое место, отбросил его на третье. Фасады (историк архитектуры В.Г. Лисовский отмечает, что автором рациональных фасадных решений был Н.В. Васильев), как и предписывалось условиями, максимально упрощены, но не лишены ярких акцентов. Протяжённые фасады «Банщицы» ритмично прорезаны высокими узкими окнами, и на фоне этой промышленного вида стены контрастно выделяется повышенный объём угловой башни с пологим куполом и щелевидными окнами. Более того, в верхней части фасада бань предполагалось поместить живописные или майоликовые панно, на одном из которых можно различить китов, пускающих в воздух фонтаны воды.
До постройки банного комплекса у городских властей руки так и не дошли, и после Великой Отечественной войны на этой территории был разбит Шкиперский сад, сохранивший в своем названии память о некогда существовавшем здесь заболоченном протоке.