Бегство Дворцового моста
Открывать для себя Петербург невозможно без знакомства с его мостами – это очевидно, и проект «Открытый город» включает в экскурсионные маршруты переправы через большие и малые реки нашего города. Особое место занимает Дворцовый мост, разведённые пролёты которого служат одним из неофициальных и самых узнаваемых символов Петербурга. Появился он в нынешнем виде только в последние годы существования Российской империи. До этого мост был плашкоутным (наплавным), состоявшим из поставленных в ряд барж-плашкоутов («плашкоут» по-нидерландски – «плоскодонная лодка»). Деревянный наплавной мост был опасен в пожарном отношении, повреждался ледоходом, требовал постоянных ремонтов, и доставлял городским властям много проблем. Однако мосту грозили не только природные явления.
В июле 1912 года Дворцовый мост… пытался бежать со службы! Вот как по горячим следам рассказывали об этом столичные газеты. 21 июля в третьем часу утра пароход «Пчела» буксировал вниз по течению две баржи Нобеля, наполненные нефтью. Несколько плашкоутов были отведены в сторону, освобождая проход – так тогда разводился мост.
Пароход, принадлежавший судовладельцу Смирнову, не тянул, а толкал баржи перед собой. Это была обычная тактика буксировщиков в этой части Невы: «Обыкновенно саженей за сто [чуть более 200 метров] от Дворцового моста буксирные пароходы меняют свою позицию: идут не впереди своих барж, а повернув их кормою к Дворцовому мосту, за ними… Делается это для того, чтобы сдерживать сильный ход барж, вызываемый быстрым в этом месте течением».
Экипаж парохода «Пчела» сломал эту налаженную схему: перестройка каравана произошла с запозданием, в опасной близости от моста – «Отсюда и загорелся весь сыр-бор». На время ремонта одного из плашкоутов он был временно заменён тремя менее основательными барками, на которые и навалились нефтеналивные баржи. «Раздался страшный треск и мост закачался». Одна из барок получила большую подводную пробоину, другая и вовсе раскололась. От сильного удара лопнули цепи соседних плашкоутов, и они готовы были уже «бежать» в Финский залив.
Пароходы речной полиции прибыли вовремя, удержали готовые сорваться с места плашкоуты и не без усилий притянули их к берегу для последующего ремонта. Прибывший на место происшествия смотритель невских мостов заявил, что Дворцовым мостом «гораздо труднее управлять, нежели… аэропланом» – «Примитивный он очень – на старинных плашкоутах… Разводят его руками… Хлопот – тьма!».
Этот и подобные случаи недвусмысленно демонстрировали, что время наплавных мостов стремительно уходит. Предварительные работы по возведению капитального Дворцового моста начались ещё в октябре 1911 года, а открытие планировалось на ноябрь 1913 года. Однако строительство затянулось. В апреле 1914 года работам помешало наводнение, затем началась Первая мировая война. Мост был построен к концу 1916 года. Первый экипаж проехал по Дворцовому мосту 23 декабря 1916 года. Эта дата считается официальным днем рождения Дворцового моста, конструкциям которого почти не страшны неудачные действия судовых экипажей и природные катаклизмы.