Древнерусский уголок в Геслеровском переулке
На самокатной экскурсии «Открытого города» под названием «Ренессанс древнерусской архитектуры» мы знакомимся с доходным домом Б.Я. Купермана (Чкаловский пр., 31), выстроенном в «неорусском стиле». Об этом здании хочется рассказать подробнее.
Дом Б.Я. Купермана. Современное фото
В начале ХХ века в архитектуре Санкт-Петербурга, среди прочих тенденций, проявилось стремление вернуться к «национальным истокам», и популярность приобрёл «неорусский стиль», образцами для которого, в первую очередь, служили старинные белоснежные псковско-новгородские храмы и украшенные каменной резьбой церкви Владимиро-Суздальской Руси. С наибольшей полнотой «неорусский стиль» проявился в архитектуре культовых построек, но есть в Петербурге и доходные дома в этой стилистике. Один из них – доходный дом инженера-технолога Б.Я. Купермана, построенный в 1911–1912 гг. по проекту А.Л. Лишневского в Геслеровском переулке (ныне Чкаловский пр.). По выражению В.Г. Исаченко, дом «вызывает в памяти суровые и поэтичные образы северных русских монастырей». Очевидно, облик дома был навеян великолепной белоснежной церковью Алексия, Человека Божия, возвышавшейся на противоположной стороне Геслеровского переулка.
Церковь Алексия, Человека Божия. Рисунок Н. Вавулина в кн.:
Кириков Б.М. Архитектура петербургского модерна. Общественные здания. Кн. 2. СПб., 2017
Храм строился в 1906–1911 гг. по проекту Г.Д. Гримма. Композиция церкви отличалась «монументальной слитностью больших, „пульсирующих“ масс, обведённых волнообразным контуром остроконечных кокошников» (Б.М. Кириков). В 1930-е гг. церковь была перестроена в заводской корпус, частично сохранив свои прежние очертания.
План дома Б.Я. Купермана
Обратимся к плану дома Б.Я. Купермана. Четыре корпуса дома, занимающего «мысовой» обширный прямоугольный в плане участок площадью свыше четверти гектара (62 на 43 м), расположены в форме каре вокруг замкнутого внутреннего двора. Дворовый корпус примыкает к основному массиву по центру под прямым углом, образуя рядом с единственной межевой границей домовладения, со стороны нынешнего Левашовского пр., два открытых двора.
Дом Б.Я. Купермана со стороны Левашовского пр.
Выразительна фасадная отделка. Порталы в форме богато декорированных кокошников, опирающиеся на круглые колонки; измельчённый декор, напоминающий белокаменную резьбу, а также аркатурно-колончатый пояс под каринзом – явственные приметы «неорусского стиля», вызывающие в памяти образы древнерусского города.
Портал дома Б.Я. Купермана
В башнях, выступающих из толщи стен со стороны Чкаловского пр., размещены парадные лестницы, окна которых выходят на улицу, а не во двор. Жильцы, не желавшие воспользоваться имеющимся лифтом, поднимаясь по лестнице, могли ярус за ярусом осматривать алтарную часть белоснежного храма Алексия, Человека Божия.
Дом Б.Я. Купермана со стороны Чкаловского пр.
В облике дома Б.Я. Купермана явственно проступают фортификационные мотивы. Образ оборонного сооружения зданию придают, прежде всего, четыре башнеобразных выступа, как бы защищающих дом и его обитателей. Сочетание различных архитектурных элементов позволяет открывать неожиданные ракурсы: характерные для северного модерна врезанные в щипцы эркеры на углах открытых дворов со стороны Левашовского проспекта при смене точек обзора словно превращаются в крепостные башни с окнами-«бойницами подошвенного боя».
Башни-эркеры со стороны Левашовского пр.
До наших дней дом Купермана дошёл в неплохом состоянии, но всё же с определёнными утратами. В соответствии с проектом, лестничные башни были увенчаны высокими шпилями, которые вступали в перекличку с храмовыми крестами. Думается, что проектная идея изначально предполагала, чтобы силуэты дома и храма повторяли друг друга, словно в зеркальном отражении.
Новостройка – зеркальное отражение дома Б.Я. Купермана
Интересно, что дом Б.Я. Купермана повлиял на формирование вокруг себя определённой архитектурной среды. Построенный в начале XXI в. напротив, на Плуталовой ул., 4 жилой дом вступил в перекличку со своим столетним соседом, словно стремясь стать его зеркальным отражением. Этот уголок города привлекает художников, которые, не только изображают дом Б.Я. Купермана в его нынешнем состоянии, но стремятся в своих работах реконструировать первоначальный облик белоснежного храма. Осуществись этот посыл, Петербург вернул бы себе уникальный городской ансамбль в «неорусском стиле», созданный век назад зодчими, небезразличными к архитектурному ландшафту города на Неве – Г.Д. Гриммом и А.Л. Лишневским.