Фараоны Захарьевской улицы
«Серебряный век на бывшей Артиллерийской улице» – пешеходная экскурсия «Открытого города», важнейшим объектом которой является доходный дом Ларисы Ивановны Нежинской, жены действительного статского советника Александра Семёновича Нежинского.
Доходный дом Л.И. Нежинской
Прогуливаясь в Литейной части, непременно остановишься у этого дома, выкрашенного в песочный цвет. По первому ярусу – мощная колоннада с египетскими маскаронами вместо капителей, парадные входы охраняют гигантские фигуры в одеяниях древних фараонов, словно пришедшие с берегов величественного Нила. Барельефами из жизни древних египтян и их богов декорированы и верхние ярусы фасада, эти же мотивы – на стенах дворовых корпусов.
М.А. Сонгайло
Этот доходный дом был построен в 1911–1913 годах архитектором Михаилом Александровичем Сонгайло. Выбор супругами именно этого участка был, вероятно, обусловлен тем обстоятельством, что они жили рядом, в доме на Сергиевской (ныне Чайковского), 40, и, прогуливаясь, могли заприметить это домовладение со старым трехэтажным на высоком полуподвале домом и дворовыми корпусами. В феврале 1911 года участок был куплен у семейства Штейнов, и закипела работа.
Старый дом на участке Л.И. Нежинской
Старые, но еще прочные строения решено было сохранить, интегрировав их с новой постройкой единым фасадом. Зодчий составил проект надстройки и реконструкции трехэтажного дома по левой границе двора и надворных корпусов. В правой же слабо застроенной части был спроектирован новый лицевой корпус с дворовым флигелем.
Первоначальный вариант фасада дома Л.И. Нежинской
Отделку лицевого фасада архитектор задумал в стилистике неоклассицизма – с рустованными стенами, с арочным проездом, завершенным весомым замковым камнем, с широкими полуциркульными окнами, разделёнными двумя вертикальными перемычками (такие окна сохранились в термах (банях), построенных при императоре Диоклетиане в Риме, потому их именуют и термальными, и диоклетиановыми окнами).
Однако в ходе строительства от неоклассики отказались, и дом оформили в «египетском стиле». Нет точных сведений, что послужило спусковой пружиной резкой смены облика дома. Однако отметим, что восточные, в том числе египетские мотивы были популярны в русском искусстве начала XX столетия, искусстве Серебряного века. Ещё с XIX века на Востоке, в том числе в Египте, шли раскопки на местах древних цивилизаций, и различные артефакты попадали в Европу, в том числе – в Россию.
М.Н. Воробьёв. Набережная Невы у Академии художеств. 1835 г.
Самое, пожалуй, зримое проявление древнеегипетской истории в Петербурге – гранитные фигуры сфинксов, которые были установлены на Университетской набережной в начале 1830-х годов. Из крупных «египетских» сооружений в наших краях можно назвать Египетские ворота в Царском Селе, построенные в конце 1820-х.
Египетские ворота в Царском Селе
И вот в 1913 году в Петербурге завершены строительством сразу три многоэтажных доходных дома, оформленные с применением мотивов древнеегипетской культуры: Захарьевская ул., 23; Зверинская ул., 31; Большой пр. П.С., 65. Явление если не уникальное, то весьма примечательное, заставляющее задуматься о причинах такого всплеска интереса к Египту именно в эти годы.
Дом Л.И. Нежинской. Деталь фасада
Рассмотрим фасадный декор дома Нежинской. Первые два этажа объединены мощными колоннами, увенчанными гигантскими маскаронами богини Хатхор. В древнеегипетском пантеоне у нее было много обязанностей. Хатхор выступала как богиня Неба, но также любви и плодородия. В этой ипостаси её сравнивают с древнегреческой Афродитой и древнеримской Венерой. Хатхор играла роль и карающей богини, она выступала и как защитница фараонов, она же встречала души умерших, управляла полями (садами) Иалу – подобием рая, куда попадали праведники, прошедшие суд Осириса. Над входами в парадные и над воротами помещены изображения крылатых солнечных дисков – знаков высших духовных сфер, символов защиты всех входящих. На резных деревянных дверях – жуки, катящие перед собой небольшие шарики. В представлении древних египтян – это скарабеи, олицетворявшие Хепри – бога восходящего солнца. Так жуки, в природе перемещающие шарики навоза в своих сугубо бытовых целях, получили статус божества, каждое утро выкатывающего солнечный диск на небосклон, а по вечерам закатывающего его до наступления нового дня.
Гипостильный зал древнеегипетского храма
Проезд во двор декорирован пилястрами в египетском духе. Проходя здесь, при определённой доле фантазии, ощущаешь себя в гипостильном зале древнего храма, густо уставленном колоннами. Во дворе египетская тема продолжается. На уровне верхних этажей – фигуры в египетских одеяниях, понизу – бесконечный фриз из фигурок, силуэтом напоминающих кегли. Это изображения ушебти («ответчиков»). Такие фигурки в большом количестве укладывались в гробницы и были призваны выполнять различные работы вместо усопшего, и эти обязательства записывались на самих фигурках. Вот одно из них: «О ты, ушебти, фигурка писца Небсени, если меня призовут или повелят мне выполнять работу, которую выполняют по очереди все населяющие загробный мир, пусть любые тяготы будут возложены на тебя, а не на меня и при посеве, и при наполнении каналов водой, и при переноске песка с востока на запад».
Ушебти
Египетская тема продолжается и в интерьерах – но лишь на правой парадной лестнице, находящейся в новом корпусе. Левая же парадная, с фасада неотличимая от правой, внутри сохранила отделку старого дома, встроенного в новостройку. Так домовладелица сэкономила на строительных работах и в то же время сберегала память о трёхэтажном доме периода эклектики.
Чета Нежинских поселилась было в новом доме, в десятикомнатной квартире второго этажа, однако на завершающем этапе строительства А.С. Нежинский, занимавшийся адвокатской деятельностью, работавший юрисконсультом нескольких крупных банков и предприятий, скончался. Вдова, сохранив за собой этот дом, навсегда покинула его, перебравшись в съёмную квартиру в доме на Дворцовой набережной, 24. – подальше от гнетущих воспоминаний…