Гаргантюа на петербургской крыше
Многие здания, доступные нам благодаря «Открытому городу», и снаружи, и внутри украшены скульптурами, придающими фасадам и интерьерам торжественность, парадность, представительность. Вернувшись с экскурсии или лекции, подчас невольно хочется поискать в городском ландшафте скульптуру, подобную той, о которой говорилось или какую мы только что видели воочию. Среди домов, достойных нашего внимания и специального путешествия к его стенам – грандиозный доходный дом генерал-лейтенанта Петра Петровича Баранова в Ротах, выходящий фасадами на три улицы (5-я Красноармейская ул., 12–14; ул. Егорова, 18; 6-я Красноармейская ул., 13). Строилось здание в 1911–1912 гг. по проекту инженера-архитектора Сергея Григорьевича Гингера, который включил в его массив старые корпуса, надстроив и перестроив их. Теперь это пятиэтажное здание воспринимается как единое целое.
Скульптуры младенцев-путти, вознесённые на уровень крыши, по размерам не уступают взрослому человеку – рост каменных великанов достигает 1 метра 80 см. При взгляде на их «рубенсовские» тела возникают ассоциации с добрым великаном-обжорой Гаргантюа – героем сатирического романа французского писателя XVI века Франсуа Рабле. Выразительные фигуры пути дополнены другой фасадной лепниной – всё это изготовлено из искусственного камня.
Архитектор С.Г. Гингер в своём творчестве часто применял выразительную скульптуру. Он высказал своё мнение относительно важности скульптурного убранства зданий в таких словах: «Всякое… здание без терракоты, камня и других украшений…, как бы хорошо не было скомпоновано – в натуре имеет всегда некоторую простоватость…». Дом П.П. Баранова уж чем-чем, а простоватостью не отличается!
Благодаря исследователям, нашим современникам – О.А. Кривдиной и Б.Б. Тычинину, мы знаем авторов скульптурного убранства этого дома: это скульпторы Рудольф Христофорович Рачин и Владимир Александрович Никитин. А благодаря трудам другого нашего современника, скульптора Павла Петровича Игнатьева и его сотрудникам, мы можем сейчас лицезреть возрождённую скульптуру на фасаде. В 2011 году П.П. Игнатьев в ходе обследования и реставрации скульптуры, находившейся в критическом состоянии, выявил различные методики двух мастеров. По мнению реставратора, Р.Х. Рачин, подходил к работе очень аккуратно: скрупулёзно прорисовывал контуры каждой детали, при исполнении бетонного отлива точно рассчитывал размеры и расположение металлической арматуры, хорошо замазывал швы. Благодаря этому подходу созданные им скульптурные детали неплохо сохранились до наших дней. В.А. Никитин, отличавшийся и талантом, и взрывным темпераментом, работал по-другому. Именно он создавал фигуры пути, при этом поспешно подбирал арматуру, неудачно её располагал, небрежно замазывал швы. По этой причине именно бетонным младенцам досталось от петербургской погоды больше всего. Они сполна подверглись воздействию всех факторов разрушения – выветриванию, биопоражениям, сажистым загрязнениям, атмосферным осадкам, а потому лишились частей рук и ног.
В ходе реставрации фигуры были демонтированы, в мастерской выполнены дублирующие отливы, недостающие детали были воссозданы, и к концу 2012 года установлены на фасад - через сто лет со дня окончания постройки дома. Таким образом, первоначальный авторский замысел был восстановлен в максимально возможном приближении к проекту виде. П.П. Игнатьев и его коллеги показали себя достойными наследниками ленинградских реставраторов, возродивших повреждённые и разрушенные войной дворцы, дома, скульптуры...