Готический дом на Песках
Среди объектов «Открытого города» есть яркие здания, в облике которых заметны готические мотивы. Это и Дом городских учреждений, и доходный дом сельскохозяйственного товарищества «Помещик», и здание Электротехнического института. В статье пойдёт речь об интересном доходном доме, в котором готическая нотка звучит очень сильно. Это доходный дом Е.С. Сойкиной на 8-й Советской ул., 47.
Доходный дом Е.С. Сойкиной
Взгляд к этому шестиэтажному дому издалека притягивают две глубокие трёхарочные «готические» лоджии на уровне мансарды. Подойдя ближе, увидим, что третий-пятый этажи объединены ложной аркадой, опирающейся на тончайшие колонны, собранные в «пучки». Ни дать ни взять вывернутый наизнанку интерьер готического собора!
В 1874 году крестьянин Ямбургского уезда Александр Сойкин возвёл на этом участке непритязательные деревянные постройки. Его сын Александр развернул в столице торговлю лошадьми. Затем хозяйство досталось его вдове Екатерине Семёновне, которая в мае 1911 года (возможно, на средства, вырученные от продажи мужнина бизнеса) начала здесь строительство «готического» дома.
Лестничное пространство
Проект составил гражданский инженер Владимир Гейне, автор нескольких многоэтажных петербургских доходных домов, среди которых дом Сойкиной – пожалуй, наиболее яркий и запоминающийся. Готические мотивы, едва намеченные в чертежах, сполна раскрылись в ходе строительства и захватили не только фасад, но и интерьеры. Потолок парадной прочерчен «готическими» рёбрами-нервюрами. Из геометризированных узоров в готическом духе составлен рисунок лестничных ограждений, контуры стрельчатых арок наложены на дверные панели.
Ограждение лестницы и двери
Вдова не дождалась окончания постройки. В год начала строительных работ домовладение перешло к некоему Сергею Осипову, а не позже октября 1912 года хозяином становится герцог Николай Николаевич Лейхтенбергский, правнук императора Николая I. Герцог через своего доверенного немедленно подал прошение о получении денежной ссуды под залог дома, но получил отказ – произвести оценку новостройки в октябре не получилось «по незаконченности работ», которые, однако, «быстро продвигаются к окончанию».
Дом был сдан в эксплуатацию лишь в ноябре 1912 года. Полуподвальный этаж заняли магазины (торговля ведется здесь и в наши дни), в первых четырёх этажах разместились комфортабельные квартиры с ванными, верхние этажи и мансарда были нарезаны на «отдельные комнаты с фаянсовыми умывальниками», обслуживающимися поэтажно общими кухней и ванной с ватерклозетом. Впрочем, верхние жильцы ощущали свой невысокий статус лишь внутри своих жилищ: поднимались они по общей парадной лестнице или на общем же для всех жильцов лифте.
3 июля 1913 года от искры в дымоходе загорелись чердачные перекрытия, и прибывшие пожарные решили добраться до очага возгорания на лифте. Машина остановилась на половине пути, огнеборцы вышли из кабины, и этот момент стал их вторым рождением. Поскольку раздался страшный треск, и громадный лифт, с шумом рухнул. Пожарные проделали оставшийся путь по лестнице, вскрыли крышу, залили огонь водой – дом отстояли.
В 1914 году в доме герцога Лейхтенбергского поселился литератор, журналист, мичман Александр Алексеевич Гринберг (Морской), заведовавший издательским отделом Скобелевского комитета для выдачи пособий потерявшим на войне способность к труду воинам. Эта благотворительная организация, учреждённая еще в 1904 году, во время русско-японской войны, с началом Первой мировой получила новый импульс развития. Возглавлявшийся Гринбергом отдел выпускал, в частности, открытки («открытые письма») с художественными цветными изображениями, продававшиеся по 10 коп. Почётными членами Скобелевского комитета состояли председатели Совета министров П.А. Столыпин и В.Н. Коковцов, военные министры В.А. Сухомлинов и А.А. Поливанов, последний министр Императорского двора граф В.Б. Фредерикс.
После 1917 года Александр Гринберг эмигрировал в Париж, где был редактором-издателем журнала «Кинотворчество», сотрудничал с журналом «Иллюстрированная Россия», газетами «Возрождение» и «Россия». Во время оккупации Франции нацистами – кассир лавки «Петроград» на парижской улице Дарю, участник Сопротивления, в послевоенное время вступил в Союз советских патриотов, за что был выслан из Франции.
Т.Н. Беспалова-Михалёва
После Великой Отечественной войны в мансарде этого дома поселилась пережившая блокаду Тамара Николаевна Беспалова-Михалёва – живописец по фарфору, работавшая на Ленинградском фарфоровом заводе с 1931 года. Излюбленный мотивы её росписей – сюжеты русских сказок, растительный орнамент.
Роспись на сказочный сюжет
Есть в творчестве Беспаловой-Михалевой и революционные сюжеты (сервиз «Конница Будённого»). На Всемирной выставке в Париже 1937 года её работы удостоились серебряной медали.
Роспись на революционную тематику
Бывший дом герцога Лейхтенбергского сохранил в первозданном виде не только своё лицо, но и брандмауэры. В советское время эти глухие противопожарные стены дома не были прорублены окнами, к ним ничего не пристроили, и сейчас мы можем лицезреть в первоначальном виде эту, по словам историка архитектуры Бориса Кирикова, «нелепую изнанку застройки», обладающую, однако, «своеобычной брутальной экспрессией» и добавляющую в петербургский городской ландшафт «могучий эмоциональный заряд».