Идеальный дом
Объектами проекта «Открытый город» являются многие петербургские дома, строившиеся как доходные – они были предназначены для сдачи помещений в аренду. Среди этих объектов, с которыми очно или онлайн могут познакомиться участники Проекта – и дом Акционерного общества «Строитель», и дом М.П. Толстого, и дом Т.Н. Путиловой, и многие другие.
Активное петербургское домостроение в конце XIX – начале XX века подталкивало к выработке оптимального варианта многоэтажного доходного дома.
Динамичное столичное домостроение служило катализатором острой полемики, участниками которой были архитекторы, домовладельцы, горожане-квартиросъемщики, представители городской власти. Обсуждали высотность домов, их планировку, оснащённость различными «удобствами», внешний вид. Словом, Петербург нуждался в создании образцового, идеального доходного дома, который мог бы служить своего рода эталоном для последующего строительства.«Столица растёт и растёт. В центре города ломают деревянные дома и строят на их месте каменные громады в несколько этажей, а на окраинах возводят множество каменных и деревянных домов. Петербург застраивается с лихорадочной поспешностью, как будто к осени нужно обязательно построить несколько тысяч квартир»
В самом начале 1899 года Петербургское общество архитекторов, обладавшее солидным профессиональным «весом», по поручению некоего пожелавшего сохранить инкогнито «частного лица» объявило конкурс проектов «доходного дома в Санкт-Петербурге».
Уж ни само ли авторитетное Общество, искавшее параметры «дома-эталона», придумало участок и инициировало это соревнование? Эта гипотеза подтверждается и тем обстоятельством, что, вопреки обычной конкурсной практике, в этот раз не был указан адрес предполагаемой постройки. Был лишь приведен план и сообщались габариты «пустопорожнего участка», с трёх сторон окружённого соседними домовладениями и выходящего единственным лицевым фасадом на безымянную улицу «значительной ширины». Размеры «засекреченного» участка были довольно значительны – более 50 м в глубину и более 100 м по фасаду. Вот в этот правильный прямоугольник площадью полгектара и предполагалось вписать образцовый доходный дом.
Условия конкурса требовали спроектировать квартиры от 4 до 8 комнат, с помещениями высотой более 3,5 м, с печным отоплением. Лестницам предписывалось быть «широкими и хорошо освещёнными», а «подъёмным машинам» (лифтам) вмещать не менее «двух персон».
Проект А.И. фон Гогена. Третья премия
К сроку поступило 27 проектов, из которых премии удостоились три работы. «Бронзу» получил А.И. фон Гоген, представивший проект под девизом «Куда ни шло». Члены судейской коллегии («комиссии судей») остались довольны обширным и «богатым» главным двором (проектом предполагалось устроить в центре двора фонтан), соединённым удобным въездом с улицей. Высоко была оценена планировка: «Разбивка квартир рациональна и проектирована совершенно в духе наших современных требований», лестницы расположены грамотно. Фасады «хорошей архитектуры», солидны и спокойны. Два нижних этажа пятиэтажного здания покрыты рустом, окна верхних обрамлены наличниками благородных очертаний, над карнизом с балюстрадой – высокие гранёные купола.
Проект Э.Л. Андреолетти, Г.А. Косякова и Н.Л. Подберского. Вторая премия
«Серебро» досталось совместному проекту Э.Л. Андреолетти, Г.А. Косякова и Н.Л. Подберского. Планировка в целом «недурна», но дворы маловаты и «худо освещают около них лежащие комнаты и кухни». Зато фасады «изящных пропорций» (оформлены в стилистике барокко, с лепниной и ажурными балконами), а в пятом этаже задумана квартира художника с мастерской. Резюме судей: из этого проекта, «вероятно, можно выработать красивый, но не очень доходный городской дом» (слишком мало квартир).
Проект С.В. Беляева и Ф.И. Лидваля. Первая премия
«Золотую» награду получили соавторы С.В. Беляев и Ф.И. Лидваль – становящийся мастер северного модерна. Впереди его знаменитый дом на Каменноостровском пр., 1–3, ставший, по словам Б.М. Кирикова, «творческой манифестацией» Ф.И. Лидваля, а сейчас совместный проект под девизом «Эскиз» очень далёк от сурово-романтических скандинавских образов. Удобная планировка, насыщенные светом и воздухом помещения, сочетаются с «типичным и оригинальным» симметричным фасадом, центральная часть которого судьям не приглянулась: «не вполне удался мотив полубашенок в виде балкончиков» (эркеров).
В дальнейшем Ф.И. Лидваль будет разрабатывать эту тему. В 1904–1905 годах он построил доходный дом евангелическо-лютеранской Шведской церкви Св. Екатерины (Малая Конюшенная ул., 3). Здесь обрамляющие фигурный щипец башенки-эркеры спаяны воедино с прямоугольными эркерами и балконами. Думается, в отношении этого экспрессивного архитектурного «узла» комиссия судей вряд ли бы заявила, что он «не вполне удался».
Дом Шведской церкви на Малой Конюшенной улице