К 140-летию со дня рождения архитектора А.А. Оля
Л.В. Руднев. Портрет Андрея Андреевича Оля. 1942. ГМИ СПб
Андрей Андреевич Оль родился 25 июня 1883 года в семье, где сильны были ремесленные традиции, традиции постоянного упорного труда. Его дед по отцу, Иоханнес Оль, был каретным мастером, дядя занимался столярным промыслом. Так что будущий зодчий, в детские годы работавший в мастерской дяди, с младых ногтей приучался к труду. А дед А.А. Оля по матери был живописцем, и, таким образом, юноша рос в творческой среде, с пониманием того, что для воплощения в жизнь своих художественных идей необходим не только талант, но и трудолюбие, упорство. Все эти качества А.А. Оль сполна проявит в зрелые годы, выбрав профессию архитектора.
Обучение в Институте гражданских инженеров было прервано событиями Первой русской революции, и А.А. Оль отправился в Финляндию, где в 1905–1906 годах работал в мастерской Армаса Линдгрена и Элиеля Сааринена в Гельсингфорсе (Хельсинки). После возвращения в Петербург А.А. Оль стал сотрудничать с архитектором Фёдором Ивановичем Лидвалем, мастером северного модерна. Этот зодчий-новатор оказал значительное влияние на формирование молодого архитектора, научил его уделять внимание мельчайшим деталям, строить качественно, декорировать здания умеренно, без, по словам самого же А.А. Оля, «кривляний», свойственных некоторым школам европейского модерна.
А.А. Оль. Загородный дом Л.Н. Андреева. Эскиз. 1907. ГМИ СПб
В 1907–1909 годах А.А. Оль создаёт своё первое самостоятельное произведение – дачу писателя Леонида Андреева в Ваммельсу (Серово). Это экспрессивное бревенчатое здание было спроектировано под впечатлением работ финских архитекторов, отвечало логике северного модерна. По желанию писателя, принимавшего деятельное участие в сочинении облика здания, дом был похож на «старинный норвежский замок». Крупномасштабные объёмы здания сложены из ничем не покрытых брёвен, разбросанные тут и там маленькие окна напоминают бойницы, высокие крыши выложены красной черепицей. В воспоминаниях сына писателя приведён поэтичный образ дачи: «Дом, построенный по рисункам отца, был тяжёл, великолепен и красив. Большая четырёхугольная башня возвышалась на семь сажен [15 метров] над землёю. Огромные, многоскатные черепичные крыши, гигантские белые четырёхугольные трубы – каждая труба величиной с небольшой домик, – геометрический узор брёвен и толстой дранки – всё в целом было действительно величественным. Года через два дом перекрасили прозрачной краской, сквозь которую проступал рисунок дерева, – из рыжего он стал сине-чёрным, сделавшись ещё красивее, но вместе с тем мрачней и тяжелей». До наших дней дача не сохранилась.
А.А. Оль. Загородный дом Л.Н. Андреева. Проект северо-западного фасада. 1907–1909. ГМИ СПб
В 1910 году А.А. Оль завершает дипломный проект и, наконец, оканчивает Институт гражданских инженеров. Требуемое дипломным заданием здание художественного музея для провинциального города спроектировано по логике северного модерна. Главный вход в музей расположен асимметрично, его акцентируют три высокие входные арки, пирамидальная кровля, а также высокая часовая башня со шпилеобразной кровлей.
А.А. Оль. Художественный музей для провинциального города. Дипломная работа. 1910. ГМИ СПб
Динамичный силуэт, асимметричное построение фасадной композиции – всё это соответствует исканиям модерна. Суровый облик музейного здания дополнен фортификационными мотивами: поясом машикулей (навесных бойниц) в верхней части башни, зубчатой крепостной стеной над входом, узкими щелевидными стрельницами над арками. Понятное дело, здесь все эти элементы играют исключительно декоративную, не боевую роль.
Жилой дом на Аптекарском пр., 6. Современное фото
Жилой дом на Аптекарском пр., 6. План
В 1911–1912 годах А.А. Оль строит на Аптекарском проспекте жилой дом, где вновь применяет фортификационные образы. Для удобства жильцов здание отодвинуто от красной линии застройки, перед окнами устроен палисадник. Однако вполне мирные эркеры завершены зубчатыми парапетами, придающими эркерам образ стройных крепостных башен. Вспоминается, к примеру, построенный в XVI столетии Хэмптон-Корт, загородный дворец английских королей, где вытянутые гранёные башни увенчаны подобными парапетами.
А.А. Оль не был мастером одного стиля, он строил не только в модерне, но и в неоклассике. Яркий пример таких построек – не сохранившийся до наших дней особняк В.А. Плансона на Каменном острове.
А.А. Оль. Особняк В.А. Плансона. Вариант. Перспектива. 1913
Уютный загородный особняк декорирован мотивами ампира – полуротонда-колоннада, медальоны в окружении гирлянд. Однако рационализм планировки близок логике модерна. Напоминает о северном модерне и образ здания. Высокая крыша, основательная выбеленная труба, придают дому запоминающийся динамичный силуэт. Кроме того, асимметрия модерна прослеживается в размещении ступеней, ведущих в полуротонду: они поставлены не по её центру, а смещены.
А.А. Оль. Особняк В.А. Плансона. Поэтажные планы. 1913
Отличительная особенность особняка – высокий уровень комфорта. В доме есть все необходимые для уютного отдыха помещения, в том числе – ванная комната.
А.А. Оль. Особняк Т.В. Белозерского. Вариант. 1913. ГМИ СПб
Интересная работа А.А. Оля в стилистике неоклассицизма – особняк Т.В. Белозерского (ул. Куйбышева, 25), созданный в 1913–1914 годах. Зодчие неоклассицизма черпали вдохновение из трёх источников – барокко, классицизм, Ренессанс. Первоначальный вариант особняка отсылает нас к барокко периода правления Анны Иоанновны, а то и Елизаветы Петровны – разорванный фронтон с картушем, сложные наличники скруглённых окон, овальные окна, цепочки рустов на углах.
А.А. Оль. Особняк Т.В. Белозерского. Осуществлённый вариант. 1913. ГМИ СПб
В итоге особняк приобрёл черты русского классицизма. Центральная часть акцентирована строгим портиком под треугольным фронтоном, над ним возвышается барабан, увенчанный пологим куполом. По сторонам здания – глубокие лоджии с колоннами, а прямоугольные окна лишены наличников.
А.А. Оль. Особняк Т.В. Белозерского. Дворовый фасад
Со стороны двора особняк сохранил свойственный неоклассике декор, однако здесь мы видим асимметричную фасадную композицию, свойственную модерну.
Торговый дом «В.П. Липин и наследники». Современное фото
Накануне Первой мировой войны А.А. Оль съездил в Италию, после чего увлёкся архитектурой Ренессанса. В 1915 году он выстроил в Петербурге Торговый дом «В.П. Липин и наследники» (Мучной пер., 2). Фасад воскрешает в памяти палаццо эпохи Возрождения, с аркадами, тяжеловесными наличниками, мощным рустом.
А.А. Оль. Проект холодильника-склада. 1925
После перерыва, вызванного Первой мировой и Гражданской войнами, А.А. Оль вновь вернулся в мир архитектуры. В 1924–1926 годах он проектирует и строит нужное возрождающемуся Петрограду-Ленинграду здание – холодильник-склад в Морском торговом порту (Межевой канал, 5).
Холодильник-склад в Морском торговом порту. Современное фото
Для здания складского назначения декор был не нужен. Однако зодчий добился выразительности здания и минимальными средствами, следуя при этом логике конструктивизма. Ритмично расставленные рёбра членят протяжённые фасады, создавая динамичную композицию. Вертикальное движение усилено невысокими башнеобразными объёмами, возвышающимися над складом-холодильником.
Административное здание («Большой дом»). Современное фото
В 1931–1932 годах А.А. Оль (в соавторстве) участвовал в создании административного здания, известного как «Большой дом» (Литейный пр., 4). Эта постройка – заметный образец конструктивизма, одно из последних в этой стилистике. Вскоре после строительства «Большого дома» в советской архитектуре будет совершён поворот к неоклассике.
В советское время А.А. Оль не забыл и своё увлечение Ренессансом. В 1935–1938 годах он (в соавторстве) создаёт жилой дом Управления Октябрьской железной дороги (Суворовский пр., 12 / 5-я Советская ул., 15–17). В его основательных формах, тяжеловесных наличниках и балконах, крупном русте чувствуется дыхание итальянского Ренессанса.
Жилой дом Управления Октябрьской железной дороги. Современное фото
После Великой Отечественной войны А.А. Оль активно занимался жилищным строительством, используя в облике советских домов мотивы той архитектуры, какой он увлекался в дореволюционное время.
Жилой дом в Сосновой Поляне. Современное фото