Как «Золотой якорь» сгубил «Буревестника»
На лекциях «Открытого города» всегда многолюдно – ведь и лекторы, и темы интересны, ярки и разнообразны. На одной из лекций мы можем узнать историю Морского порта и морского канала Санкт-Петербурга. Любые транспорт – зона повышенной опасности, поэтому так важно, чтобы на транспорте работали люди профессионально подготовленные и дисциплинированные, иначе трагедий не избежать. К чему может привести халатность транспортников, расскажем в этой статье.
«Пароход как бы нырнул в воду, так быстро заливала его вода. Погрузился и сел на грунт. Несколько пассажиров спаслись, уцепившись за трубу. Несколько – держались за флагшток на корме, но от тяжести он сломался, и они упали в воду… Пассажиры скакали в воду друг на друга, тем самым топя себя».
Эта нашумевшая ленинградская трагедия, о которой сообщали газеты всей страны – даже «Советская Сибирь» и «Красный Север» – произошла поздним вечером 29 августа 1926 года на выходе из Морского канала. В 22.30 пароход «Буревестник» бодро взял курс на Кронштадт, но вскоре, неудачно совершив банальный маневр, протаранил гранитную стенку строящегося Хлебного мола и затонул. Десятки погибших – итог страшной катастрофы. «Ленинградская правда» наиболее подробно осветила это событие и его последствия, старались не отстать от неё и другие советские газеты, помещая на полосах не только тексты, но и схемы с места трагедии.
В темноте показался силуэт идущего с моря германского парохода «Грета» (по другим сведениям – «Грейне»), давшего два предупредительных гудка. Управлявший «Буревестником» помощник капитана Храпунов (есть и другое написание его фамилии – Храбунов; очевидно, что одно из них – опечатка) отвернул, пропуская иностранку, но со всего хода налетел на гранит мола. Впоследствии водолазы обнаружили двухметровую пробоину – такой силы был удар. На корме многие попадали с надстройки, получив ушибы и ранения, один человек был убит наповал в буфете.
«В пробоины на носу хлынула вода. Немедленно дан задний ход, но потерявший управление „Буревестник“ сильным ветром отнесло в сторону, и он стал погружаться в воду». Команда «Полный назад!» стала роковой: останься судно у стенки, пассажиры получили бы шанс перебраться на мол. Собственно, они и пытались это сделать сразу после удара. Вот как описывает этот момент один из пассажиров «старый моряк» Желтушкин: «Дойдя до носа, я увидел, как часть пассажиров перепрыгивала с носа парохода на берег дамбы, но вскоре „Буревестник“ дал задний ход».
Началась давка. «На месте хранения спасательных поясов творилось что-то невообразимое. В борьбе за обладание поясом, спасательным кругом, пускались в ход все средства». Но не все растерялись в момент начавшейся паники. Механик Стурберк, предотвращая возможный взрыв, спешно вытравил пар из котлов. Среди пассажиров были моряки, которые со знанием дела помогали спускать шлюпки и спасать людей. «Грета» спустила две шлюпки, в итоге на немецком пароходе нашли спасение 80 человек.
Получившее пробоину судно затонуло в течение десяти минут (есть сведения о 20-ти минутах) на девятиметровой глубине на расстоянии 21 метра от берега. Пассажиры, которым не хватило места в шлюпках, искали иные способы спасения. Кто-то добирался до берега вплавь. «Пассажиры начали беспорядочно бросаться за борт. Это делалось так беспорядочно, что один топил другого». Крестьянин, вёзший на пароходе двух лошадей, был спасён своим сыном, вовремя бросившим ему спасательный круг. Один из пассажиров вспоминал: «Уцепился за скамью, на которой уже держались двадцать человек. К скамье подплывает лошадь, кладёт морду на плечо одной из женщин. Отогнали, так как боялись, что лошадь их опрокинет».
На рейс было продано 404 билета, погибло, по разным сведениям, от 50 до 65 пассажиров (среди них были малолетние дети) и один член экипажа – буфетчик, пытавшийся спасти кассу и задержавшийся в каюте.
Были арестованы капитан «Буревестника» Пийспанен и его помощник Храпунов. В ходе следствия вскрылись жуткие вещи. Оказалось, что капитана в момент катастрофы вовсе не было на пароходе – он передоверил управление помощнику, а сам видел десятый сон дома, восстанавливая силы после попойки в ресторане «Золотой якорь»! Выяснилось, что самовольная система чередования помощника с капитаном практиковалась на «Буревестнике» аж с 1918 года, а помощник при этом имел подложные документы о квалификации! Капитан спустя рукава относился к своим обязанностям, ни разу не проверив команду учебной тревогой, а на мостик нередко поднимался во хмелю!
На следствии вскрылось также неудовлетворительное состояние судна, а для большей наглядности суд перенесли на поднятый к тому времени «жуткий, побывавший на дне, дышащий могильной сыростью пароход», пришвартованный у Тучкова моста. Осмотр показал, что капитанский мостик расположен крайне неудачно – на одном уровне с пассажирской палубой: «Нет невероятного в том, что набившие до отказа пароход пассажиры мешали наблюдению». Капитан вроде бы неоднократно просил реконструировать пароход, поднять мостик, но ответа от руководства так и не добился. Судно вышло в рейс, не имея достаточного количества шлюпок. Хлебный мол не был освещён: накануне «хулиган вырезал 2,5 метра кабеля, и огни на Канонерском острове погасли»; руководство порта не озаботилось оперативно восстановить освещение. Словом, по выражению журналиста, «Программу „авось“ проводили долго и упорно».
Следствие выяснило, что одной из главных причин катастрофы было то, что пароход шёл кормой вперёд, и обзор управлявшему судном Храпунову закрывала дымовая труба. За преступную халатность капитана и его помощника приговорили к 4-м годам лишения свободы, капитану порта Ускову присудили 2 года, другие виновники получили меньшие сроки. Масштабы безалаберности, помноженной на бюрократизм, приведшие в итоге к трагедии, обрисовал под занавес помощник прокурора: «Не в Морском канале погиб „Буревестник“. Он погиб в чернильных реках».