Храм-невидимка
На самокатной экскурсии «Открытого города» под названием «Ренессанс древнерусской архитектуры» мы знакомимся с одним загадочным объектом, который первоначально был православной церковью Алексия, Человека Божия, затем был до неузнаваемости перестроен под заводской корпус. В этой статье рассказ пойдёт о другом храме с подобной судьбой – о Реформатской церкви, построенной в первой половине 1860-х годов по проекту Гаральда Боссе (непосредственно возведением храма руководил Давид Гримм). Адрес храма – набережная реки Мойки, 101; Большая Морская улица, 58; Почтамтский переулок, 9.
Генеральный план участка Реформатской церкви
Храм располагался на островном участке, что позволяло удобно разместить и хорошо осветить необходимые помещения.
План подвального этажа Реформатской церкви
Немецкая реформатская церковь стала одной из первых в Петербурге построек «кирпичного стиля», её краснокирпичные фасады были оставлены неоштукатуренными. Облик церкви, лишённой заметных декоративных деталей, был под стать сдержанности реформатского религиозного учения, и выдержан в романском стиле.
Проект Реформатской церкви. Фасад
Гаральд Боссе по этому поводу говорил: «По моему внутреннему убеждению, строгой простоте и духу реформатского учения более всего соответствует стиль романский. Простота форм, отсутствие штукатурки и орнаментов как нельзя более характеризуют серьёзное назначение постройки». Храм на речной излучине служил доминантой в этой части города, отражался в глади Мойки, своим необычным средневековым обликом разнообразил классицистический петербургский ландшафт.
Реформатская церковь в панораме города
Интерьер церкви украшали цветные витражи, по специальному заказу был сделан орган. В верхнем ярусе находился церковный зал, в нижнем этаже находилась квартира пастора, в подвале – квартира органиста и служебные помещения. Архитектор Г. Боссе объяснял особенности компактной планировки:
При распределении плана я поместил пасторат (квартира пастора и проч.) в нижнем этаже. Во-первых, я это сделал для того, чтобы как можно выгоднее воспользоваться маленьким местом, данным для постройки церкви, и вместе с тем уменьшить расходы по содержанию пастората; кроме того, помещение для пастора в самой церкви имеет большие удобства при исполнении им церковных обязанностей при свадьбах, похоронах, конфирмации м прочих церковных требах и церемониях
Орган Реформатской церкви
Стропильные конструкции храма были изготовлены из дерева, и это сыграло свою роль, когда в храме занялся пожар. В ночь на 15 декабря 1872 года храм загорелся от невнимательности при обслуживании печей, и Реформатская церковь выгорела.
Проект Реформатской церкви. Разрез
В пожаре погибли все интерьеры, орган, обвалился высокий шатёр, поддерживаемый деревянными конструкциями. Горожане до утра наблюдали страшное зрелище полыхавшей церкви.
Крест уже повалился. Железные стропила, поддерживавшие шпиль, раскалились добела. Вся внутренность колокольни до самой крыши стояла в огне. Собственно крыша уже обрушилась. Только со стороны левого берега Мойки поднимались ещё пять труб. Соседние дома и толпа любопытных засыпались искрами; на Большую Морскую падали большие горящие балки, листы железа, пылающие обломки
Пожар Реформатской церкви
После пожара Реформатская церковь была восстановлена архитектором Карлом Рахау, который заменил деревянные конструкции крыши и шпиля металлическими.
Реформатская церковь с металлическими стропилами. Разрез
В 1930-е годы для восстановленного храма настали ещё более тяжёлые, чем после пожара, времена. В соответствии с веяниями той эпохи, культовое здание было до неузнаваемости перестроено в духе конструктивизма по проекту П.М. Гринберга и Г.С. Райца, и здесь поместился Дворец культуры работников связи. В таком облике здание существует и поныне.
Проект перестройки Реформатской церкви. Фасад по набережной реки Мойки
Проект перестройки Реформатской церкви. Фасад по Большой Морской (Герцена) улице
В рассказе о перестройке здания, помещённом в журнале «Архитектура Ленинграда», о перелицованной церкви говорилось даже с определённой ностальгией, вроде бы неуместной в те времена по отношению к культовым постройкам:
Здание церкви было построено в ложно-готическом стиле, облицовано кирпичом и по своим формам и силуэту, хотя и чуждым для Ленинграда, прекрасно связалось с окружающим пространством, создавая весьма характерный и запоминающийся архитектурный мотив в этой части города. Отражение в реке мойке, на повороте её, силуэт Исаакия на заднем плане, очень чёткий и лёгкий силуэт самой церкви, далеко видный особенно в летние белые ночи, памятен старым ленинградцам
Реформатская церковь. Начало переделок
Прочные конструкции храма были использованы при новом строительстве, что было актуально в условиях тогдашнего интенсивного домостроения и нехватки подчас стройматериалов.
Реформатская церковь в процессе реконструкции
По поводу выросшего из тела Реформатской церкви Дворца культуры работников связи, в «Архитектуре Ленинграда» отмечалось: «Во внутренней архитектуре нового клуба хочется, прежде всего, отметить масштабность и логичность в расположении и габаритах отдельных помещений. Но во внутренней отделке авторам всё же не удалось добиться единства стиля и даже единства характера».
Интерьер бывшей Реформатской церкви после перестройки
По поводу внешнего облика здания высказывались оптимистичнее: «Наиболее интересный элемент нового здания – фасады. Несмотря на большие трудности, вызванные необходимостью считаться с существующими фундаментами и стенами, авторам удалось создать выразительный и композиционно единый образ сооружения. Архитектуру фасадов трудно отнести к тому или иному историческому или современному стилю». О том, насколько правы критики – судите сами.
Дворец культуры работников связи. Современный вид