Китеж-на-Мокрушах

В новом цикле лекций «Открытый город» предоставляет нам возможность приоткрыть тайны одного из уголков Петроградской стороны, который за слякотность, «водянистость» прозвали «Мокрушами». Эта одна из самых низменных территорий Петербурга постоянно становилась жертвой наводнений, и маломальское строительство здесь дышало на ладан. С другой стороны, благодаря такому положению, к началу XX века, когда столица Российской империи испытывала «строительный бум», здешние обширные «пустопорожние места» способствовали осуществлению наполеоновских планов. Одна из таких территорий – исчезнувший к нашему времени с карты города Ватный остров, который сотню лет тому назад мог украситься громадным спортивным сооружением.

Полным ходом шла Первая мировая война, а в Петрограде думали о будущем – обсуждали проблему строительства стадиона на Ватном острове. В феврале 1915 года на заседании Петроградского общества архитекторов зодчий М.И. Рабинович (Рославлев) высказался по этому поводу так: «Лишь государство, которое обеспечит своё подрастающее поколение рациональным физическим развитием, может рассчитывать на рост своих богатств – не только физических, но и духовных, и вместе с тем материальных. Теперь, в годину тяжёлых испытаний, выпавших на долю нашей родины, особенно сильно должна ощущаться потребность увидеть здорового, гибкого, закалённого и бодрого русского человека».

Проект стадиона был разработан в 1914–1915 годы архитекторами В.А. Покровским и И.С. Китнером. Предполагаемая стройплощадка находилась в непосредственной близости от центральной акватории Невы. Это обширное водное пространство, раскинувшееся перед ансамблем Стрелки Васильевского острова, является, по словам Б.М. Кирикова, «поистине главной площадью города», и воспринимается «как многоликий и разнообразный ансамбль с умело организованными визуальными взаимосвязями, чёткими осями и эффектными перспективами».

В связи с такой географией стройки, ключевое значение приобретала архитектура этого крупного спортивного сооружения. Что же предложили проектировщики? В.А. Покровский, отвечавший в архитектурном дуэте за обработку фасадов, разъяснял коллегам на заседании Петроградского общества архитекторов, что «он трактовал эту постройку в русском национальном стиле по тому соображению, что проектируемый стадион будет первым в России и явится всероссийским звеном в общей цепи европейских стадионов, которые уже воздвигнуты и будут воздвигаться спортивным миром». Таким образом, вполне объяснимо, что здание должно иметь узнаваемый «русский» облик, явственно выделяющий стадион из общего ряда «национальных» стадионов других стран. Поэтому стадион на Ватном острове и был спроектирован в «эпически-монументальных формах “неорусского стиля”», при этом «авторов, очевидно, ничуть не смущало то обстоятельство, что задуманный ими “неорусский” городок, решённый в традициях древних “палатных строений”, должен был расположиться в самом центре классического Петербурга, по соседству с ансамблем Биржи на Стрелке Васильевского острова», - отмечает В.Г. Лисовский.

Вопрос о стиле оформления фасадов масштабного здания вызвал на заседании Петроградского общества архитекторов острую полемику. В.Н. Пясецкий поддержал В.А. Покровского в выборе стиля: «В истории Петербурга теперь совершается перелом, он становится Петроградом. Это обстоятельство… нельзя отметить лучше, как сооружением в центре столицы народного здания в самобытном русском стиле». С.С. Серафимов предлагал другой путь наделения стадиона «русским лицом»: «Можно придать постройке национальный характер и не прибегая к допетровскому стилю: нарышкинский стиль, применявшийся Растрелли в Москве, и петербургский empire – безусловно, русские национальные стили, ибо нигде в Европе таких построек не имеется; облик Петрограда останется русским и без искусственного насаждения в нём допетровского строительства».

Звучали и другие мнения, в частности, архитектор Д.А. Крыжановский был и вовсе против любого строительства на этом месте: «При крайней бедности Петрограда садами нет оснований освобождающееся почти в центре города место застраивать новыми каменными сооружениями, тем более что занятие спортом требует более чистого воздуха на лоне природы». Как бы то ни было, в результате стадион на Ватном острове так и не был построен, важнейшей причиной чего, очевидно, всё же нужно считать затянувшуюся Первую мировую войну и развернувшиеся вскоре революционные события. но не следует исключать и художественные соображения отказа от строительства. Приведём мнение, высказанное архитектором Н.Л. Марковым относительно этого стадиона, но по сути относящееся к проблеме взаимодействия допетровской русской архитектуры с классицистическим городом в целом: «Хотя идея национальной архитектуры – вещь хорошая, но нельзя забывать, что Петроград носит настолько определённую физиономию и так богат красивыми зданиями, что вряд ли в нём уместен допетровский стиль».

«А на озере Светлом Яре, тихим летним вечером, виднеются отражённые в воде стены, церкви, монастыри, терема княженецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей» – гласит предание о невидимом граде Китеже. Как знать, может, кто-либо из вас, проходя на закате через Биржевой мост на Петроградскую сторону, и видел в невских водах отражение несбывшегося стадиона, эфемерного северного Китежа-на-Мокрушах…